Южный вал, 1 – здание таможни и пакгаузов

Южный вал, 1 – здание таможни и пакгаузов
3231
Здание построено в 1899 году

В старые времена очертания выборгского побережья сильно отличались от современных. Так, бухта Салакка-Лахти доходила до нынешней Красной площади, бастион Панцерлакс стоял у самой воды. Но полуостров постепенно отвоевывал у залива территорию за счет многократных подсыпок грунта.

Например, в 1854 году город на свои средства, без помощи Российской империи, начал расширять причальную линию Южной гавани (ныне территория порта). Для этого была засыпана акватория бухты Салакка-Лахти от мельничного комбината до Крепостного моста.

В 1857 году открылся Сайменский канал. Начал строиться и Южный порт, каким мы его знаем. Бастионы и куртины Рогатой крепости и Каменного города разобрали, на их месте появилась набережная из тёсаного гранита. Строились складские помещения, причалы…

В 1870 году был открыт участок железной дороги между Санкт-Петербургом и Выборгом. Это дало новый толчок развитию торговли, увеличилось количество судов, заходящих в порт.

По другую сторону Крепостного моста развивался и Северный порт, практически вся береговая линия была застроена причалами.

В 1899 году по проекту архитектора Йохана Бломквиста для таможни и таможенных складов было построено здание, в котором нынче располагается управление выборгского порта. До этого таможенники занимали деревянное здание с готической башенкой на набережной Северной гавани.

Надо сказать, что таможенная служба в Выборге появилась еще в шведский период. В 1527 году по указу короля город получил так называемое стапельное право. Это означало, что он мог принимать иностранные корабли; купцы, провозящие через выборгский порт свои товары, должны были торговать ими здесь в специально отведенном месте; городская казна пополнялась за счет рыночных сборов с этой торговли; выборгские купцы могли продавать свои товары за границу. Стапельные права имели только избранные города средневековой Европы. Через Выборг осуществлялась активная торговля с Новгородом и Ганзейским союзом.

Что касается здания на Южном валу, 1, то экспертиза, по которой оно признано объектом культурного наследия регионального значения, отмечает, что оно в целом сохранило исторические границы, конфигурацию кровли. Однако в войну были утрачены две башни, украшавшие центральную часть фасада.

Читайте также