СКАЖИ МНЕ, КТО ТВОЙ ДРУГ…
В галерее лекционного зала библиотеки Алвара Аалто открылась выставка, в основе которой – 11 портретов деятелей политики, науки и культуры XVI-XIX веков, репродуцированных на фронтисписах книг из собрания музея-заповедника «Парк Монрепо».
Главный хранитель музейных предметов ГИАПМЗ «Парк Монрепо» Валентин БОЛГОВ:
– Это не первая стендовая выставка, которую мы делаем. Сейчас музей-заповедник в стадии подготовки к реставрации, у нас нет собственных выставочных залов, и показывать книги из нашего собрания мы можем только таким образом – на стендах. Выставка, которая открывается сегодня, называется «Портреты на фронтисписе: люди и книги вокруг А.Л. Николаи».
Андрей Львович (Людвиг Генрих) Николаи (1737-1820) – поэт и писатель, наставник великого князя Павла Петровича, будущего Российского Императора, президент Императорской академии наук в Санкт-Петербурге, владелец имения Монрепо. Библиотека Монрепо, собранная им и его сыном Павлом (Паулем) Николаи (1777-1866), российским дипломатом, насчитывала около 9000 томов и была передана потомками Николаи в первой половине XX века в Хельсинкский университет (ныне в составе Национальной библиотеки Финляндии)
– Комплектуя собственный фонд редкой книги, мы, конечно, обращали внимание на аналоги книг этой библиотеки – либо полные, из того же тиража, либо тех же авторов, но изданных позже. Андрей Львович, несомненно, человек эпохи просвещения. В Париже он был знаком с великими энциклопедистами, прочел огромное количество книг. И эта выставка как раз и демонстрирует его интеллектуальное окружение.
В начале славных дел...
В 1760 году, окончив Страсбургский университет, Николаи отправляется в Париж, где в то время можно было встретиться с величайшими умами Европы. Особый интерес у образованных людей тогда вызывали, конечно, авторы, трудившиеся над составлением знаменитой «Энциклопедии, или Толкового словаря наук и ремесел». Среди них были Вольтер, Монтескье, Руссо, а общую редакцию взял на себя Дени Дидро.
Своеобразной «кузницей» энциклопедии стали парижские салоны, которые часто посещал барон Николаи. Здесь в непринужденной обстановке можно было свободно обмениваться идеями и оттачивать остроту ума и верность слов.
В XVIII веке просвещенные дамы, «превратившие свои гостиные в лаборатории для проверки идей», сформировали некое подобие республики, государства в государстве. Салонов в Париже было множество, интеллектуалы переходили из одного в другой, и эта многовариантность умов и настроений была всем только на пользу. Среди знаменитых «салонье», собравших у себя энциклопедистов, была Мария Тереза Жоффен. Ей на выставке посвящен отдельный стенд, на котором помещен портрет прекрасной дамы, держащей в руках открытую книгу.
Мадам Жоффен в своем салоне обычно избегала присутствия других дам, особенно молодых, справедливо полагая, что они отвлекают собеседников. Исключение она делала только для Жанны Жюли Элеоноры Леспинас, которая, не будучи красавицей, привлекала мужчин своим умом и обаянием. На картине художника Лемонье, которая украшает посвященный ей стенд, она изображена напротив мадам Жоффен. Салоны этих незаурядных дам как раз чаще всего и посещал в Париже барон Николаи. Именно здесь зародилось его увлечение литературой, которое он смог впоследствии привить и будущему Императору Павлу I.
Поэт и писатель
Экспонаты этой выставки лишь слегка касаются обширной темы интеллектуального окружения Николаи. Оно представлено здесь через фронтиспис – печатный лист, вклеенный перед титулом книги, на котором помещен, как правило, портрет автора. Людвиг Генрих Николаи и сам был удостоен чести быть изображенным на фронтисписе. В Европе он известен как немецкий поэт и писатель. На одном из стендов выставки размещен его фронтиспис из восьмитомного собрания его сочинений, изданного в Берлине. Портрет был написан в 1781/82 гг., когда ему не было и 45 лет. Слева на стенде ему уже 80. Это фронтиспис из выборгского издания 1875 года поэмы Николаи «Имение Монрепо в Финляндии», последнего его крупного произведения. Портрет был копирован выборгским фотографом Зейфертом с издания 1840 года, которое предпринял сын автора Пауль. Как достойный наследник он завершил и создание парка, и формирование библиотеки имения Монрепо.
Отдельный стенд на выставке посвящен Фридриху Шиллеру. Знакомство с ним Андрея Львовича Николаи произошло при не очень счастливых обстоятельствах. В 1781-1782 гг. Николаи сопровождал великокняжескую чету, Павла Петровича и Марию Федоровну, в их знаменитом путешествии по Европе под именем графа и графини Северных. Как раз в это время драма Шиллера «Разбойники» с огромным успехом была поставлена в Мангейме. Зная, что Павел Петрович направляется в Вюртемберг, чтобы навестить родных Марии Федоровны, все рекомендовали ему встретиться там с новым талантливым штутгартским драматургом. Но оказалось, что дядя Марии Федоровны, правящий герцог Вюртемберга Карл Евгений посадил Шиллера на гауптвахту сроком на две недели и запретил ему занятие литературой. Шиллер, воспитанник штутгартской военной академии, был полковым врачом. Суровый герцог Вюртембергский ему, мягко говоря, не благоволил, так что на премьеру собственной драмы Шиллеру пришлось уйти «в самоволку». Павел Петрович, вероятно из чувства такта (все-таки он был гостем в семье супруги), не счел возможным вмешиваться. Отсидев весь срок, Шиллер бежит из Штутгарта.
В Веймаре он сближается с Гёте. Их новые произведения, написанные в период, определяемый как «Веймарский классицизм», встретили многочисленную критику, на которую поэты отвечали весьма резко в своих «ксениях» - двустишных эпиграммах. Что интересно, досталось в этих эпиграммах и Николаи, который не мог принять идейной направленности «Бури и натиска». В конце XVIII века Великая Французская революция и отношение к ней стали лакмусом, определявшим не столько «зло и добро», сколько «прошлое и будущее». Впрочем, литературная полемика не помешала Николаи с уважением относиться и к Гёте, и к Шиллеру. Их роднило не только почитание классической литературы, но и ироническое отношение к дворянскому титулу.
В презентации на открытии выставки Валентин Болгов дал небольшой ознакомительный экскурс в историю библиотеки Монрепо на примере одного из разворотов рукописного каталога библиотеки, составленного около 1870 года. Записи на двух страницах каталога говорят о 12 авторах (27 изданий в 47 томах). А это всего лишь половина процента всего книжного собрания Николаи.
Подготовил Александр ВИТТ
P.S. Выставка будет экспонироваться в библиотеке Аалто до 27 февраля. И, несомненно, жителям Выборга, желающим прикоснуться к малоизвестным страницам жизни основателя Монрепо, стоит найти время для ее посещения.
Читайте также
-
«Возвращение образа 2.0», или Выставка под покровом Богородицы
-
Стали известны выборгские предприятия, которые участвуют в «Неделе без турникетов»
-
Школьники Выборгского района познакомились с гостем из Нигерии на «Классной встрече»
-
В Выборгском районе можно привиться от гриппа в стационарных и мобильных пунктах
-
В Ленобласти сократят количество культурно-зрелищных мероприятий и форумов
-
Выставка, которую следует посетить