Финляндия: балет и опера сегодня

Финляндия: балет и опера сегодня
1639
Сцена из балета «Йорд»

Когда говорят о финской опере, прежде всего, как правило, подразумевают Национальную оперу Финляндии, которая каждый сезон радует слушателей премьерами постановок классики. «Историю вопроса» можно условно разделить на два направления: прием гастролирующих трупп и собственные постановки.

С японским акцентом…

Опера «Мадам Батерфляй гениального Джакомо Пуччини» поставлена на финской сцене японским режиссером Йоши ОИДА. Казалось бы, ну какую еще интерпретацию классики можно предложить? Однако возможности творчества безграничны, и каждый может услышать в знакомой арии, новые интонации и «повороты темы». Чувства несчастной девушки, трагедия любви и разочарования – все это вызывает море ассоциаций. Проникаясь музыкальным шедевром Пуччини на финской сцене, я думал о «Бедной Лизе» Карамзина, ибо история любви и разочарования – вечная тема. Творческие фантазии Й. Оида, конечно, воплощены с определенным намеком на японскую культуру, но финский слушатель принял ее очень хорошо, в том числе и как импульс к глубокому знакомству с японской культурой. Финская зрительская аудитория, кстати, очень восприимчива. Суждения о якобы свойственной представителям финской традиционной культуры эмоциональной бедности, не более чем миф.

Финскую Национальную оперу можно рассматривать и как место встречи представителей разных поколений, истеблишмента – как и в России, сюда практически не заглядывают случайные люди. Это своего рода элитарный клуб, созданный и развивающийся благодаря ценителями. В зале, как правило, очень много людей во фраках и вечерних платьях.

От таинственного вагнеровского «Парсифаля» балетная труппа Национальной оперы Финляндии за короткий отрезок времени переходит к мажорным темам «Дон Кихота» Минкуса, и «Жизели» Адана, премьера которой на оперной сцене Хельсинки состоялась еще в 1929 году. Несмотря на то, что названия этих балетных феерий на слуху в любой стране мира, постановки на финской сцене отличны от других. Тут не пренебрегают возможностями ярких световых эффектов и креативных художественных решений – на мой взгляд, финская опера имеет отличительную постановочную стилистику и ни на что не похожа. Грандиозное многоярусное здание – здесь дышится легко, ощущение, что постановка создана только для тебя.

Загадочная финская душа

О финских хореографах, постановщиках и композиторах, можно говорить бесконечно… Йорма УОТИНЕН хорошо известен в России неоклассическим постановками, чего не скажешь о его новых экспериментах. Его балет «Йорд», поставленный на музыку финской группы «Апокалипсис», – настоящее шоу, где металлическая музыка реализована усилиями трех виолончелистов и одного барабанщика. Но это, так сказать, звуковые эффекты… А визуальные еще круче! Если коротко, то: полуобнаженные мужчины, все в красных юбках, бешено вращаются на рассыпанном красном песке… Кстати, «Йорд» в мифологии – Земля. Она все терпит. На сцене настоящая феерия, если не сказать, песчаная буря! Наслаждаясь этим зрелищем, я подумал о том, что финны вообще любят шифровать свои опусы, у них это получается само собой, и не следует даже пытаться разгадать их загадочные идеи.

Хореография Сусанны ЛЕЙНОНЕН с шокирующим названием «Дрянь» просто потря- сающа! Кстати, она хорошо принята не только в Финляндии, но и в России, где Сусанна когда-то училась в Московской академии хореографии. Она же работала с Королевским шведским балетом и Датским театром танца. Современный балет Лейнонен «Ломая ярость» на музыку финского композитора Лайне КАСПЕРИ – жизнеутверждающий опус о напряженности в современном обществе. В постановке превали- руют массовые сцены, где танцовщики имитируют истязания друг друга. Но заканчивается все хорошо: оптимистическая музыка, оригинальные костюмы от Эрики ТУРУНЕН. Часть труппы одета в купальники телесного цвета, с рисунком из горизонтальных черных полос – своего рода громоздкие «билайновские» сим-карты, напоминающие гигантских пчел, которые крутятся вокруг своей оси. Тем не менее было интересно: нет никаких границ, все возможно. К тому же техника, формы, энергетика финского балета – все безупречно.

Хор кричащих мужчин

Не забыты и русские авторы. Хореограф Каари МАРТИН вместе с композитором Рони МАРТИНОМ прекрасно выразили «Анну Каренину» Льва Толстого, премьера прошла в 2018 году. На фоне декораций финский кричащий хор «Mieskuoro Huutajat» (в переводе – хор кричащих мужчин), состоящий только из возрастных вокалистов без всякого аккомпанемента исполняет нашу «Калинку». Каари поставила немало танцевальных спектаклей, а ее «Ворон и часы» (Korppi ja Kello), на Мадридском конкурсе хореографии получил все призы: лучшая хореография, лучший танец и лучший костюм.

Хореограф Юркки КАРТУНЕ поставил свой «Грустный вальс» на музыку Яна Сибелиуса и не просчитался. Тут вечный вопрос «значения женщины», ее роли в обществе раскрывается на фоне необычных (по нашим меркам) финских декораций. К примеру, в течение восьми-десяти минут – на сцене полная темнота. Затем свет рампы выхватывает полуобнаженные фигуры, не лишенные своеобразной пластики. Что это? Неискушенный русский зритель подумает: люди. Но нет – это такие колеблющиеся болотные кочки. Дальше – больше: стадо подвижных персонажей с рогами на голове вскоре оказывается… лебединой стаей. Увы, не всегда задумку финского режиссера способен понять русский человек, даже вооруженный программкой. Впрочем, читать программку я категорически не советую: без подсказки принимать финский балет много интереснее, и вы точно получите ни с чем несравнимое удовольствие, как от приятного сюрприза. Бинокль также брать не рекомендую: в Финляндии получить пальто из гардероба вне очереди он вам не поможет. И еще одно: балет финских хореографов-постановщиков, как правило, весьма динамичен, и это меня поначалу шокировало: ожидаешь обычного финского: «присядем и дадим спешке пройти мимо», вдруг… масса скачущих, кричащих, дымящих «волчков» с частой сменой декораций и непривычной музыкой. Вот что такое современный финский балет.

Не только слушать, но и общаться

Кроме непредсказуемости, возведенной в степень по замыслу режиссера, финский стиль может поразить непосвященных оригинальной концовкой. Идет хореографическое действо, звучит музыка, скользит по сцене свет и вдруг… полная тишина и темнота. Десять секунд, тридцать… Вы думаете сначала: не лопнули ли мои глаза? Затем: может быть, электроэнергия кончилась? И тут труппа выходит с поклонами – оказывается, это финал…

Что ж, вы приходите получить удовольствие в престижный клуб и получаете то, что получаете. Если чего-то не поняли в постановочном замысле, это нормально. Другая культурная традиция, несколько иная ментальность. В антрактах – столики с различными напитками уже накрыты, толчеи и тем более очередей за бутербродами и шампанским нет, и никто не пытается пробраться в мужской туалет только потому, что в женский большая очередь. Публика не спорит, не критикует и не комплексует по поводу неразгаданных режиссерских загадок, между прочим, и хореограф, и его труппа после окончания спектакля за теми же столиками (а не в отдельных кабинетах) в шаговой доступности отмечают свой успех.

В Финляндии даже танцовщица может поставить балет. Пример Вирпи ПАХКИНЕН в этом отношении не единичен. На музыку финского композитора Эйноюхани Раутаваара ею поставлен «Концерт для птиц с оркестром». Таким образом, все способствует смене, повышению ролей и творческих статусов. Это в целом характеризует финский стиль творческой самореализации, которому не свойственны избыточные административные барьеры, кумовство и жесткие условия продвижения к олимпу. Нередки случаи, когда успех способствует финскому креативному автору сразу в нескольких ипостасях. Балетмейстер может быть автором пьесы, а путь от танцовщицы до балетмейстера весьма короткий. Главное – возможно все. Сцена, в том числе оперная, в Финляндии используется по прямому назначению, то есть для оперы, а не для заработка. Причем финны открыты как для экспансии своеобразной оперной и балетной культуры, так и для гостевых постановок представителей искусства других стран. Не желаете ли сами в этом убедиться? Впечатления гарантированы.

Андрей КАШКАРОВ

Читайте также