ГОВОРИТ ЛИ ФИНСКАЯ РЫБА ПО-РУССКИ?

ГОВОРИТ ЛИ ФИНСКАЯ РЫБА ПО-РУССКИ?
642
ГОВОРИТ ЛИ ФИНСКАЯ РЫБА ПО-РУССКИ?
Первомайские школьники успешно завершили участие в международном российско-финском проекте “Трансграничные гражданские ученые”. В течение двух лет они под руководством наставников изучали различные аспекты приграничной жизни, общались со сверстниками из Финляндии.

Всего в проекте участвовало восемь учеников Первомайской средней школы: Полина МАМАЕВА, Андрей ЗАРУБИН, Ангелина КАРПОВА, Наталья МЕЛЬНИК, Валерия РАЙКОНЕН, Александра МЕЛЬНИЧЕНКО, Никита ТЕМЕРЕВ, Андрей НИКИТЕНКО. Их коллегами по ту сторону границы стали шесть старшеклассников из финско-русской школы Восточной Финляндии в Лаппеенранте.

Как рассказала координатор проекта от Первомайской школы Валентина КАРАБАНОВА, ребята изучили четыре темы. Первая под названием "Говорит ли финская рыба по-русски?" была посвящена экологии. В Финляндии дети работали в химической лаборатории университета. Исследовали снег и его компоненты, оценивали влияние человека на природу. В России изучали воду из озера, погоду, атмосферу и почву.

В рамках второй темы "По обе стороны истории" первомайцы познакомились с прошлым местной приграничной территории, путешествовали по историческим местам. Школьники также попробовали себя в роли корреспондентов: общались с переселенцами, приехавшими на Карельский перешеек из других областей нашей страны. А в Финляндии дети занимались в музеях, изучали старые карты, смотрели, как менялась граница между Финляндией и Россией, выясняли проблемы переселенцев по обе стороны границы.

Третья тема "Мой бизнес, твой бизнес" понравилась детям больше всего. Нужно было самим придумать свои фирмы, ориентированные на приграничное сотрудничество. В задачи входила также разработка бизнес-плана и рекламных материалов. Финские дети придумали коттеджный посёлок и салон красоты для русских туристов, а первомайцы - турфирму. В рамках изучения темы русские школьники побывали на предприятиях Иматры и Лаппеенранты.

Заключительным этапом проекта стала, пожалуй, одна из самых острых тем - "Ментальные границы". И здесь было сделано немало открытий. Ребята разделились на несколько групп. Первая группа опрашивала тех людей, которые часто ездят в соседнюю страну. Вопросы для респондентов были самые разные: как пересекать границу, почему они ездят в соседнюю страну, что там делают, что берут с собой. Дети учились преодолевать робость и брать интервью у совершенно незнакомых людей.

Вторая группа исследовала газеты: финские дети читали финские газеты, а русские – русские. Анализировали, что пишут наши страны друг о друге, о приграничной территории. Изучали областную и местную прессу, в том числе и нашу газету. Кстати, вывод удивил первомайцев: в Финляндии пишут о России гораздо больше, чем в России о Финляндии, даже в приграничных городах.

Предметом изучения третьей группы стали анекдоты, так называемые этнические стереотипы: как финны представляют себе русских и наоборот. Это было и смешно, и интересно. Таким образом, они видели себя со стороны. Удивительно, что и финских анекдотов о русских оказалось больше.

В рамках последней темы ребята собирали сведения о том, что думают русские дети о Финляндии, а финские о России. Ученикам 5 и 9 классов предлагалось изобразить на карте то, с чем они ассоциируют соседнюю страну. И вот здесь российских исследователей ждал неприятный сюрприз. Карты показали, что у многих финских детей сложилось негативное представление о России, хотя большинство опрошенных ни разу в ней не бывали. К сожалению, это стало "ложкой дёгтя" в замечательном проекте, открывшем для ребят так много интересного. В свою очередь школьники из России написали только хорошее о Финляндии, отметили всё лучшее, что на их взгляд есть у северных соседей.

И ребята, и педагоги отмечали большую работу координатора проекта с финской стороны Вирпи КАЙСТО. Она поддерживала всех, с каждым сумела найти общий язык. Сама Вирпи рассказала, что за время учас-тия в проекте дети очень преуспели не только в разговорной практике (приходилось общаться со сверстниками на английском):

- Они увидели своими глазами, как живут люди в сопредельной стране, какая там культура. В своих отзывах о проекте ребята писали, что не только узнали много нового, но и задумались: кто я такой, что я хочу от своей жизни, кем я хочу стать?

Сами первомайцы тоже поделились своими впечатлениями от участия в проекте.

Полина Мамаева:

- Нам было о чём поговорить с финскими ребятами. Они рассказывали о себе, а мы - о себе. Они показались мне более закрытыми, чем русские, но наверно, они просто стеснялись. Раньше, когда ездила в Финляндию, я мало задумывалась о людях, которые живут в этой стране. Отношение к ней поменялось в лучшую сторону. Появилась разговорная практика, понравилось, как финны принимали нас у себя. Особая благодарность Вирпи. Она очень дружелюбный человек.

Андрей Зарубин:

- Мы поняли, что финны думают о нас, и что мы думаем о них. Не всё оказалось лестным… Проект понравился, узнали много нового, если бы не обидное открытие в конце, то впечатления были бы только положительные. А так 50 на 50. Спасибо Вирпи, которая старается переломить это негативное мнение о русских.

Александра Мельниченко:

- Жалко, что проект закончился. Я узнала много нового о нашем посёлке, о людях, которые живут в нём. Запомнилось то, как мы пробовали себя в роли корреспондентов, брали интервью у первого директора нашей школы Регины Оскаровны ПОЗДНЯКОВОЙ. Финские ребята мне показались добрыми и общительными. Ещё впечатлила чистота в городах и законопослушность граждан. Там другое, более простое отношение к одежде. В России многие переживают, что о них подумают, а там люди одеваются так, как хочется, как им удобно, ни на кого не обращая внимания. Сейчас поддерживаем отношения с ребятами в социальных сетях. Финны рассказали нам, что им тоже понравился проект, и они много узнали о нашей стране и о русских, и мнение о нас поменялось в лучшую сторону.

В заключение стоит отметить, что в конце мая начался новый проект "С границами и без", посвящённый научным, экологическим, социальным связям между русскими и финскими школами, предприятиями. Исследование уже получило грант от Евросоюза, причём большую роль в этом сыграла успешность первого проекта. Цель сотрудничества - сближение народов приграничных территорий. И, конечно, Первомайская школа примет в новом проекте самое активное участие.

Читайте также