ДОМА НА ЕПИСКОПСКОЙ УЛИЦЕ
В замкнутом мирке под названием Старый город причудливо переплетаются временные и туристические потоки. Иногда в результате их переплетения случаются казусы. Например, на некоторых интернет-форумах путешественников можно встретить такие сведения: “…Дом Борхарда восстановлен в начале XX (!) века по проекту архитектора С. Алексеева”. А однажды сам Сергей Алексеев слышал, как экскурсовод рассказывал группе туристов: “Здание постройки середины XVII века, архитектор проживает в этом доме”. “Какой я пожилой”, - улыбнулся Алексеев и прошёл к себе во двор...
Строители
Бывший управляющий трестом № 50 Александр УГЛАНОВ организовал строительный кооператив в 1988 году, когда ещё не было закона о кооперации. Угланов и его супруга ездили к одному из первых советских кооператоров Марку Масарскому перенимать опыт. Во вновь созданное “Выборгское строительное общество” пришли лучшие кадры - бригадиры Иван Луканов, Борис Ногин, Алексей Ляпунов, Владимир Бардаков, Алвид Рыбакин, прораб Николай Храпичев, инженер Ирина Гордиенко… Коллектив насчитывал около 150 человек.
- Мы много тогда пережили. Кооператив шёл сложно. Нужно было самим искать заказы и стройматериалы. Приходилось выкручиваться. Строили металлические ангары для кирпичного завода и по бартеру получали кирпич. А кирпич нужен был, чтобы строить дом Борхарда. Это был наш первый дом по индивидуальному проекту. Нелли Анатольевна Ли, тогда главный архитектор города, была очень обеспокоена судьбой этого “пятна застройки” в заповедной части Выборга. Она-то и предложила нам взяться за этот проект, - рассказывает Лидия Николаевна Угланова, вдова Александра Михайловича.
…Познакомились они ещё в Ленинградском инженерно-строительном институте на первом курсе. На третьем курсе в молодой семье появился ребёнок. После окончания вуза в 1970-м Углановы приехали в Светогорск - на работу в СУ-21 - там давали квартиру. СУ было одним из подразделений треста № 50, который строил объекты по всему Выборгу и району. Такая махина - управленческий аппарат 126 человек, 400 объектов в год (и 250 из них нужно было ввести в строй!). Главный офис треста располагался на улице Ушакова, там, где сейчас КУМИГ, и занимал все три этажа. В 1976 году Александра Угланова пригласили работать в трест заместителем управляющего, а через две недели его, убеждённого производственника, перевели в секретари парткома. Пришлось ему отработать на этой должности два года. Потом Александр Михайлович вернулся в трест главным инженером, а последние несколько лет до своего ухода в 1986-м был управляющим.
- Это был проект эксклюзивный - реконструкция Подгорной, 10-12, - продолжает рассказ Лидия Николаевна. - До нас его пытались делать две организации. Нужно было придумать, как сохранить первый ярус здания, погреба 4-метровой высоты, - памятник архитектуры. И Угланову очень хотелось эти дома построить. Ведь в тресте мы возводили только типовые здания. К тому же со строительством этих домов у нас появлялась возможность обеспечить своих работников жильём на льготных условиях.
Из глубины веков
Дом Антона Борхарда (ныне Подгорная, 10), построенный в 1653 году, был одним из первых каменных домов, возведённых после регулярной перепланировки Выборга в середине XVII века. В то время он считался одним из лучших и нарядных домов города. В нижнем ярусе этого трёхэтажного кирпичного здания на Епископской улице в XVII веке располагалось питейное заведение - знаменитые погреба Борхарда. Причём в каждый погреб вёл отельный вход с улицы. После смерти владельца дом перешёл к Хавеману, купцу из Любека, который передал его своему брату. За свою многовековую историю дом сменил ещё множество владельцев, неоднократно горел и восстанавливался. В XIX веке к нему пристроили одноэтажный флигель. В 1939-1944 гг. дом был повреждён, в 1950-х стены здания разобрали, остался лишь самый нижний надземный ярус (собственно погреба). С целью консервации погреба засыпали песком.
Следующий дом по Епископской улице - дом Гроэля (ныне Подгорная, 12) - неоднократно расширялся и перестраивался. Известно, что здесь в свое время жил бургомистр Йохан Гроэль. Говорят также, что полтора столетия дом принадлежал владельцам аптеки. Во время боевых действий 1939-1944 гг. здание получило серьёзные повреждения. После войны, как и дом Борхарда, оно было разобрано, его полуподземные погреба тоже были законсервированы. Причём сохранившиеся погреба дома Гроэля представляют собой разновремённые строительные конструкции, возведённые в основном в XVII-XVIII веках, а два помещения являются частями более ранних построек (до 1640-х годов).
Архитектор
Автор проекта “Подгорная, 10-12”, новгородец Сергей АЛЕКСЕЕВ привёз семью в Выборг и устроился на работу в филиал института “Ленгражданпроект” в 1984 году. Молодому специалисту дали комнату в общежитии морского порта.
В “Ленгражданпроекте” Алексеев успел сделать несколько проектов, не все из которых были осуществлены - началась перестройка. А потом его порекомендовали Александру Угланову, который искал архитектора для проекта.
Началась подготовка, которая длилась два года. У Евгения Кеппа были получены первоначальные сведения о домах. Алексеев делал обмеры, иконографию (сбор всех изображений, от самых ранних рисунков до чертежей и фото). Параллельно с этим архитектор Виктор ДМИТРИЕВ собирал подробную историческую справку - работал в ЛОГАВ, ездил в архив Миккели. Археологические изыскания производились Вячеславом Тюленевым.
- Первоначально вариантов восстановления домов рассматривалось несколько. В одном из них предлагалось построить над погребами современное здание, а существующие руины законсервировать и поместить за фасадом из стекла, при этом сохранив и их практическое применение. Но всё-таки остановились на реставрации с восстановлением и достройкой.
Когда “Электроинструмент” выехал из здания на Крепостной, 15, в нём разместились разные организации, в том числе и “Спецпроектреставрация”, где тогда уже работал Сергей Алексеев. И вот, когда проект домов был готов, в здании случился пожар. Стол Алексеева оказался прямо на краю обвала, бумаги были залиты и опалены, пришлось всё чертить заново.
Система весов
Во время реконструкции погреба расчистили, обнаружив плиточный пол и остатки канализационных труб. Своды были очень сырыми, нужно было быстро ставить на них распорки. С одним сводом не успели, он подсох и половина его обрушилась. Специалисты инженерного отдела “Спецпроектреставрации” разработали технологический процесс – своды проливали растворами, чтобы укрепить старую известь, потом заливали новый раствор: перед “Выборгским строительным обществом” стояла задача сохранить подвалы, а также восстановить несохранившиеся части их сводов. С этой задачей справился каменщик пятого разряда Иван Луканов со своей бригадой. Но как над восстановленными сводами возвести здания? Конструктор “Ленгражданпроекта” Татьяна Бронникова нашла талантливое решение: систему весов. На колонны между сводами клали балки, поперёк ещё балки... Дома как бы встали на весы, уравновесив сами себя. Между сводами погребов и плитами основания оставили зазор, на древние своды ничто не опирается, здание держится на колоннах.
Фасад дома Борхарда с ул. Подгорной воссоздали в первоначальном виде, а дворовой фасад и пристройку проектировали в соответствии с требованиями СанПиН для лучшей инсоляции. Если смотреть с улицы Подгорной, то он двухэтажный с цокольным этажом (погребами), со двора же имеет три этажа. Таким образом, окна квартир первого этажа выходят на улицу на уровне второго. Флигель, пристроенный к зданию в XIX веке, был деревянным. Сейчас он, конечно, каменный и имеет с заднего фасада интереснейшую особенность – дверь на высоте примерно двух метров над землёй. Проектом здесь вообще-то предусмотрена лестница и при желании её можно пристроить. Черепица на доме историческая - со старого сарая, найденного под п. Бородинское.
Дом Гроэля проектировался более свободно. Дело в том, что во дворе дома в своё время был одноэтажный деревянный каретник, поэтому на его месте появился новый трёхэтажный корпус. Интересно, что во дворе дома стоит большая будка - здесь сменилось уже не одно поколение собак, прибившихся когда-то к стройке.
И квартиру себе Алексеев спроектировал именно в доме Гроэля - двухуровневую. Но времена были такими, что неизвестно было, получится достроить этот дом или нет. Поэтому Угланов посоветовал архитектору купить квартиру в уже построенном доме Борхарда.
Конечно, и у дома Борхарда планировка нетиповая. Здесь предусмотрены большие кухни, квартиры можно перепланировать, толщина стен - 640 мм вместо стандартных для того времени 510. Восстанавливая здания, ориентировались на то, как они выглядели в XVIII веке. Интересная деталь: дома соединяет подземный переход.
- С хозяевами заведения “У Борхарда” (ООО “Респект”) нам повезло: им нравится и сам дом, и место, они постоянно меняют экспозицию кафе и ресторана, оформление фасада. С домом Гроэля дело обстоит хуже. В нём такие же красивые сводчатые подвалы, но они не используются, на дверях ржавеет замок.
Всякое было у нас с Углановым - ссорились, мирились, разбирались, но всё-таки мы этот проект осуществили. Александр Михайлович был такой - если давал слово, то держал его. Я благодарен судьбе за то, что довелось поработать с этим человеком...
Читайте также
-
В нашем городе в рамках сотрудничества побывала делегация из Великого Новгорода
-
От жителей Выборга ждут предложений по благоустройству Морского фасада
-
В Финляндии надеются изыскать возможности, чтобы не закрывать музеи
-
В Выборге открылся молодёжный форум «Интеграция»
-
В России продолжают дорожать стоматологические услуги
-
Слова торжественного обещания прозвучали в Высоцкой школе