Особенное финское кино ХХI века. Насколько хорошо мы его знаем?

Особенное финское кино ХХI века. Насколько хорошо мы его знаем?
877
Особенное финское кино ХХI века. Насколько хорошо мы его знаем?

Продолжение: О женщинах в финском кино, Статистика знает все. Почти все… Мнение профессионала, Что будет дальше? До встречи в Туле или в Лахти…

(Начало в № 53, 55)

О женщинах в финском кино

Обратимся к словам признанного кинокритика, журналиста, постоянно публикующегося в СМИ и ведущего собственные проекты. В киножурналистике он с 1986 года, мэтр. Начинал как независимый автор, приглашенный к сотрудничеству газетой «Кинонеделя Ленинграда».
В свое время пресс-атташе фестивального бюро киностудии «Ленфильм», издал пять каталогов «Фестиваля Фестивалей», автор ряда монографий по истории кино, кинообозреватель радио «Европа Плюс», постоянный ведущий рубрики «Кино» газеты «Спорт. День за днем», основатель нескольких журналов и т.д., и т.п. 

Алексей Дунаевский: «Все эти финские мужчины, пока они сражались за права «королей» в национальном кинематографе, остались позади… в то время, как с режиссерской работой – комедией «21 способ сорвать свадьбу» дебютировала финская актриса Йоханна ВУОКСЕМАА. Наверное, ее успех может быть связан с всеобщей женской солидарностью как при поддержке режиссерского дебюта, так и при корпоративном интересе всех женщин мира в столь щепетильных вопросах, когда эмоционально утверждается, что «мужики – это козлы, пьяницы и дебилы», однако, как бы ни относились люди к сему явлению, успех кинодебюта Йоханны Вуоксемаа и признан, и заслужен.

Да, по такому творческому пути и с таким пафосом шли многие режиссеры, в том числе женщины, но получилось только у нее.» Далее Алексей Дунаевский сообщает: «я не поклонник Вуоксемаа, но ее картина по кассовым сборам приблизилась к лучшим примерам финского кинопроката за 50 лет».

Статистика знает все. Почти все…

По статистике Финляндия ежегодно выпускает от 15 до 40 игровых полнометражных фильмов, из них 2 детских. То есть более чем один новый фильм в месяц – в широком прокате. Первый по заслуженной популярности детский киносериал «Рикки Рэппер» о мальчике-певце. «Соломенная шапочка, Войлочная тапочка и братья Рубенс», «Оннели, Аннели и таинственный незнакомец» – эти современные детские фильмы я посмотрел и скажу, что правы кинокритики: это хорошо.

По статистике 2018 года, представленной Алексеем Дунаевским, в Финляндии 311 экранов-кинотеатров, в год продается 8,7 млн. билетов, что превышает население всей стране примерно в полтора раза, и это при том, что фильмы можно смотреть и не на официальных площадках, в открытом доступе, а такая статистика вообще неподконтрольна. То есть финны любят кино и ходят в кино. 29,9% – доля национального кинорынка – финские фильмы среди всех прочих. Знаменитая национальная премия «Юсси» имеет свои традиции и интересную историю.

При населении столицы в 629512 человек и общем населении страны в 5 488 543 человека режиссер, защитивший диплом на кинофакультете в финском институте или колледже (большинство институтов имеет прикладное направление), гарантировано получает грантовую поддержку для съемки собственного фильма. Алексей Дунаевский убежден: «Если ты закончил в Финляндии режиссерское отделение, ты получаешь реальное право снимать и реальное финансовое обеспечение, по крайней мере на первую полнометражную картину – это факт». Так государство стимулирует режиссеров и в целом профессионализм в профессии.

Мнение профессионала

Кинокритик Алексей Дунаевский – человек с реноме и, как всякий талант, многогранен. Именно таких людей, умеющих деликатно по-петербуржски высказывать свою принципиальную позицию и при том смело называть вещи своими именами, не подстраиваясь под возможные суждения-осуждения, должно быть больше. Это пример высокой гражданственности. Таковы впечатления после личного общения. Но читателям, полагаю, более интересно мнение маэстро по ряду профессиональных вопросов. На встрече в Генконсульстве Алексей Львович провел цикл лекций о финском кино, и ему задавали разные вопросы. Вот вкратце о чем шла речь.

Итак, влияние фестивалей финского кино в России, в частности «Недели кино Финляндии в Санкт-Петербурге» на российский прокат не заметно. Но есть влияние финского кино на «московские закупки», что так или иначе приводит к лучшему знакомству россиян с финским кинематографом. Особый вопрос – как отбираются фильмы для кинофестивалей, это важно.

Что будет дальше?

Очевидна тенденция к тому, что бесплатных (это понятие условное) кинофестивалей для зрителей будет меньше. К примеру, консульство Швеции уже отказалось показывать фильмы бесплатно. В 2018 году и ранее под эгидой киноклуба «Синемафия» и кураторством Андрея СМИРНОВА, ведущего телепередачу «Окно в кино», в Петербурге проходил показ игровых, документальных и детских кинокартин, в том числе созданных в рамках копродукции, в формате «неделя кино» разных стран. Надо сказать, что на недели кино, к сожалению, попадают не все хорошие фильмы, тем более новые. Отнесемся к этому с пониманием, ибо фестивали – это тоже бизнес. Тем не менее для сведения читателей привожу вопросы и ответы Алекся

Этот вопрос я задал и Алексею Дунаевскому, беседуя с ним о кино Финляндии:

– Какой отбор проходят финские игровые фильмы, прежде чем попасть на ежегодный фестиваль «Неделя кино Финляндии в Санкт-Петербурге», где вы – программный директор?

– Использую несколько критериев отбора, это важно. Выбирая фильмы, я смотрю, какие стали номинантами наград или отмечены на фестивалях в Каннах, Венеции, Берлине. Это показатель международного признания. Затем – какие из них самые посещаемые. Затем – кто из режиссеров отмечен финской национальной премией «Юсси». Далее – какие фильмы заслужили премии и призовые места на фестивале северных стран Nordic. Конечно, использую собственный тридцатилетний опыт в сфере кинематографии. Также важно – снимал ли кто-то из заслуженных и маститых финских режиссеров какой-либо фильм в последние годы и, если так, не находится ли этот фильм под запретом для иностранного проката, как новый, предназначенный, как новинка, на прокат только в Суоми. И такое бывает очень часто. Прерогативы расставлены именно в такой последовательности. Именно поэтому на фестивалях не часто можно увидеть премьеры, скорее это – исключение из правила по понятным экономическим соображениям, зависящим не от нас. Также пользуюсь услугами аналитиков в Фонде финского кино, которые профессионально советуют – что более всего продается.

Я спросил Дунаевского и о судьбе любимого россиянами актера Вилле Хаапасало – что-то его не видно в последнее время…
Думаю, он настолько занят в российском кино, что ему некогда утверждаться в Финляндии, где действительно за последнее время снято лишь два полнометражных фильма с его участием, причем Хаапасало больше телевизионная звезда, чем кинозвезда – таково мнение в Финляндии.
А в России о нем мнение особенное и связано оно не только с деятельностью знаменитого финского актера в ресторанном и сетевом бизнесе и в других проектах – наш зритель помнит Хаапасало по «Особенностям национальной охоты», «Кукушке» и другим лентам. Возможно, Вилле уже более российский киноактер, нежели финский, у нас тоже многие знают, что он в молодости водил грузовик, а сегодня ведет несколько проектов на финском телевидении, участвует в международных культурных мероприятиях, консультирует заинтересованных лиц.

До встречи в Туле или в Лахти…

Остается добавить, что финское кино многогранно, но его по-прежнему не покупают в России. А тем не менее, оно успешно развивается. Кино Суоми не определишь модным выражением «флешбек», скорее можно констатировать, что с каждым годом финское кино, дизайн и литература обосновано привлекает внимание мировой и русскоязычной аудитории. Еще одна новация в области культуры и искусств связана с ежегодным Российско-Финляндским культурным форумом, который в нынешнем году пройдет в Туле, а в будущем – уже в Лахти. Как участник этого регулярного международного мероприятия с 2012 года знаю, насколько ревностно относится сообщество «участников» к новым лицам и организациям в этом формате, эту информацию намеренно скрывают, чтобы успеть воспользоваться самим. Но для хорошей газеты и главное – для ее читателей – простой совет: найдите в поисковых системах интернета сведения и подайте заявку. Я в свое время это сделал безо всякой протекции. Форум должен оздоровиться культурными и профессиональными кадрами. Используйте это и до встречи.

Андрей КАШКАРОВ специально для газеты «Выборг»

Читайте также