Максим Кузнецов: Если у тебя есть яхта, твоя фамилия Абрамович?

Максим Кузнецов: Если у тебя есть яхта, твоя фамилия Абрамович?
609
Фото предоставлено Клубом крейсерских яхт

Точно в тот день, когда затянувшееся лето уступило место осени, поклонники паруса собрались в порту Йоханнес, ныне посёлок Советский, чтобы отметить таким образом 100-летие маяка Поворотный.

До пятнадцати вымпелов из различных городов от Москвы до Выборга пришли на остров Вихревой для участия в регате «Закрытие сезона 2024», посвящённой столетию маяка Поворотный. Погода, как всегда, внесла в программу свои коррективы, и первоначальный план пришлось изменить. Тем не менее, регата состоялась, и участникам понравилось всё – от дистанции до береговой программы. В качестве компенсации за сильный ветер организаторам удалось «договориться» о солнечном дне. Организатором регаты, завершающей сезон 2024 года, выступил Клуб крейсерских яхт Финского залива.

Зачем нужны регаты? Много ли желающих учиться яхтингу? Как относятся к яхтам чиновники и обычные люди? На эти и другие «околояхтенные» темы мы поговорили с Максимом КУЗНЕЦОВЫМ, командором общественной организации «Клуб крейсерских яхт Финского залива» и заместителем председателя регаты «Балтийский ветер». Кузнецов ходит под парусом с детства, читает лекции об островах Финского залива в библиотеке на Пионерской, учит управлять яхтой детей и взрослых, организует посещение островов на яхтах и организует регаты и ралли. Можно сказать: занимается всеми составляющими яхтинга.

Фото с личной страницы Максима Кузнецова в ВК

– Максим, что за организация – Клуб крейсерских яхт Финского залива?

– Общественная организация, в которую может вступить любой желающий: имеешь плавсредтво – не имеешь, под парусом – под мотором, не важно. Мы развиваем не спорт, а яхтинг. Сюда входит очень широкий спектр вопросов, начиная с правил поведения на воде и заканчивая проведением регат. Наша идея – соединить соревновательную часть с семейными регатами. В этом году, например, мы провели Iron Race – гонку для одиночек и двоек, в которой приняли участие 18 яхт. Большинство участников, можно сказать, возрастные, и поэтому мы очень стараемся привлечь на наши мероприятия детей и молодых яхтсменов. Всячески поощряем тех, кто приводит детей и внуков на наши регаты. Кроме того, проводили яхтенные ралли по островам заливов для тех, кто хочет посетить новые для себя места. Мы показываем места стоянок, особенности плавания в этих местах, рассказываем об исторических событиях, и все вместе стараемся сделать острова более привлекательными для всех. Решили повторить такой формат на следующий год и сделать его немного шире.

– Как вы оказались в числе организаторов регаты «Балтийский ветер»?

– Было много «за» и «против».  В итоге я принял предложение отвечать за выборгское направление регаты. Сразу подчеркну, что ни в коем случае нельзя сравнивать эту регату, например, с «Парусами Выборга». Это совершенно разные мероприятия. «Балтийский ветер» проходит в восточной части Финского залива. Неделя гонок для яхтсменов из разных городов нашей страны. В ней принимают участие опытные спортсмены, семейные экипажи, начинающие капитаны, выпускники парусных школ и те, кто неоднократно являлся победителем в различных регатах по всему миру. «Балтийский ветер» – это не только гонки, я бы сказал, это площадка для общения. После гонок мы стараемся организовать береговые программы для участников. Третий год к нам приезжают со своими яхтами парни из московских клубов. В этом году в регате участвовали дети с ментальными нарушениями из Лесобиржской школы-интерната Кингисеппского района. На борту яхты наравне со всеми гонялся выпускник этой школы. Партнёрами нашей регаты выступают правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Санкт-Петербургское морское собрание, знаменитая «Макаровка» – ныне государственный университет морского и речного транспорта. Большую помощь нам оказывает НКО «Союз поддержки малых судов». 

– Можете нарисовать портрет типичного яхтсмена?

– Яхтингом увлекаются совершенно разные люди. Да, они не бедные, но не супербогатые, как многие думают. Как правило, это средний класс, а среди них часто владельцы различного бизнеса. Ну и потом, не все ходят на супер-яхтах. Например, моя первая яхта до того, как я её приобрел, в плачевном состоянии стояла без действия три года. В сознании людей, к сожалению, укоренилось: если ты яхтсмен, значит, твоя фамилия Абрамович. Мало кто уже обращает внимание на машины или мотоциклы ценой в несколько миллионов, это как само собой разумеющееся. Но собственная яхта – сильный раздражитель.

– Приходилось сталкиваться с проблемами, которые требуют решения на государственном уровне?

– Конечно. Как сказал один мой знакомый английский яхтсмен: я прошёл всю Балтику и такого антуража, как в Выборге – чтобы средневековый замок в центре города – нигде не видел. Но всё остальное – полный отстой. Гостевой марины нет: ни водой, ни топливом заправиться негде, душ и туалет отсутствуют. Так сложилось исторически в последние 30 лет, и исправить ситуацию прямо сейчас практически невозможно. Решить эту проблему в городе можно только совместными усилиями власти и яхтсменов.

– Что нужно для решения проблемы?

– Продуманная программа с пониманием того, как решать каждый конкретный вопрос, поддержанная не только на муниципальном, но и на региональном уровне. Сейчас все говорят о развитии туризма. Яхтинг может быть не менее сильным драйвером развития туризма в Выборгском районе, чем туристы, приезжающие на «Ласточке». Судите сами. У нас на регате «Балтийский ветер» было порядка 200-250 человек, к которым специально приезжали друзья и родственники. Мы вынесли воду и продукты из всех магазинов от Приморска до Выборга. Говорят, в Высоцке и Советском магазины сделали месячный план за наш счет. И места для организации гостевой марины в Выборге тоже есть, это тоже деньги. Я всегда говорю, что регата сама по себе интересна узкому кругу лиц. А вот морской фестиваль, который проводится в рамках регаты, это событие для всех. Люди придут, даже если у них нет яхты, и они о ней не мечтали. И чем больше у нас будет разных фестивалей, тем лучше.

– Может, сначала решить вопрос с набережной?

– Когда судно горит в море, капитану приходится решать, как минимум, две проблемы одновременно: тушить пожар и откачивать воду, чтобы не утонуть. Так и здесь: развитие туризма и ремонт набережной должны решаться одновременно. То, что набережная подмывалась волновым воздействием скоростных катеров, было известно давно, но только когда она упала, это привлекло внимание. Между тем, катера носятся и сейчас, когда набережная разрушилась в двух местах. У нас никто не знает, что такое «тихий ход», и не следит за соблюдением правил поведения на воде. Почему?  

– Максим, в условиях, когда все держится на частной инициативе, нужно ли приобщать детей к яхтингу?

– Обязательно. Маловероятно, что в наших школах скоро откроются яхтенные курсы или начнут учить детей ходить на байдарках, как в соседней, ныне недружественной, стране, куда мы раньше часто ходили на яхтах. Но чем большее число детей получат знания о парусах и воде в целом, тем больше шансов, что они, став взрослыми, будут более ответственно и со знанием специфики относиться к городу и воде, которая его окружает.

Ольга РОГОЗИНА

 

Читать все статьи автора Ольга Рогозина

Читайте также