ВЫБОРГСКОЕ РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ
В России прототипом реальных училищ стали в 1839 году реальные классы для “временного преподавания технических наук”. В ноябре 1864 года было утверждено положение о реальных гимназиях, которые были заменены на реальные училища в 1872 году. Курс обучения длился 6-7 лет. Устав гласил: “училища имеют целью общее образование, приспособленное к практическим потребностям и приобретению технических познаний”. В старших классах преподавались прикладные дисциплины (механика, химия, а также технологические и коммерческие предметы). Выпускники таких училищ могли поступать в технические, промышленные и торговые высшие учебные заведения, но не в университеты.
В 1888 году реальные училища были реформированы в общеобразовательные заведения, выпускники которых уже могли поступать в университет на физико-математический и медицинский факультеты. В 1913 году в России было 276 реальных училищ, в которых обучалось порядка 17 тысяч человек.
Устав реальных училищ рекомендовал принимать детей всех состояний и вероисповеданий, но предназначались они преимущественно для детей торгово-промышленного сословия. В ведомости о распределении учащихся Выборгского реального училища по вероисповеданиям и сословиям на 1 января 1911 года имеются сведения, что из 168 учащихся человек 154 были православного вероисповедания, 4 - римско-католического. По сословиям в училище обучалось: 7 детей потомственных дворян, 63 из личных дворян и чиновников, 4 - из духовного звания, 40 детей почетных граждан и купцов,19 детей мещан и цеховых, 15 из крестьян, 3 детей иностранцев и 17 прочих. Средняя стоимость обучения одного ученика в 1910 году составляла 190 рублей 43 копейки.
В то время, когда шведы и финны обратили особое внимание на развитие своих учебных заведений, русское общество Выборга тоже почувствовало необходимость иметь свое среднее учебное заведение, так как в городе существовала только одна русская школа для бедных детей с программой народных школ Финляндии. К тому же, в 1881 году закрылось частное училище Цейдлера, бывшая школа Бема, куда русские отдавали учиться своих детей, хотя преподавание там велось на немецком языке. Поэтому в августе 1881 года русское общество обратилось к графу Гейдену, посетившему Выборг при обозрении Финляндии в связи со вступлением на пост генерал-губернатора, с просьбой об открытии в Выборге среднего учебного заведения. Во всеподданнейшем докладе Государю Императору Алексан-дру III по поводу обозрения Финляндии граф Гейден ходатайствовал об открытии в Выборге русского среднего учебного заведения, а Государю императору благоугодно было собственноручно начертать на докладе “необходимо”. По ходатайству графа Гейдена на организацию училища было отпущено 100000 финских марок.
7 марта 1882 года был объявлен конкурс на лучший проект здания училища. В конкурсе приняли участие архитекторы Бенуа, Жоффрио и Курвуазье. Лучшим был признан проект архитектора Курвуазье.
В здании училища преду-сматривалось наличие водопровода, газа и электричества. Училище было спроектировано с учетом действующих на тот момент санитарно-гигиенических требований, за что удостоено Большой серебряной медали на гигиенической выставке в Санкт-Петербурге 24 мая 1884 года. В здании училища имелось 56 комнат, из которых 11 были помещениями для классов. В здании были предусмотрены рекреационный, гимнастический и актовый залы, две библиотеки, физкабинет, две химлаборатории, канцелярия, учительская, четыре комнаты для учащихся, живущих в общежитии, четыре комнаты для заведующего общежитием, четыре помещения приемного покоя, семь - для сторожей, прислуги и дворника, а также 14 квартир - директора и помощников классных наставников.
30 августа 1882 года, после молебна, Выборгское реальное училище было открыто на правах частного. Причем открыты были только первые 2 класса и принято 40 учеников. Исполняющим обязанности директора училища был назначен священник Г.Н. Соболев.
Высочайшим повелением от 25 января 1883 года училище причислено к реальным Министерства народного просвещения. Основное отделение сос-тояло из 6 классов, также был 7-й дополнительный и приготовительный классы. Основным в училище было изучение точных наук, число уроков русского языка было увеличено за счет иностранных языков.
Для обучения русскому языку при училище в 1884 году была устроена бесплатная приготовительная школа, с 1888 года преобразованная в приготовительный класс. В училище обучались мальчики от 8 до 19 лет.
Учебные программы училища неоднократно менялись. Например, в1895 году в дополнительном классе был добавлен один урок математики для повторения курса. В 1903 году в 1, 2, 3 классах обращалось особое внимание на отечествоведение и природоведение. В 1905 году было введено по 2 урока в неделю практических занятий по русскому языку в приготовительном классе. Эта мера была вызвана тем, что в училище иногда поступали дети из семей, в которых мало говорили по-русски. В том же 1905 году была изменена программа по математике в дополнительном классе: назначено только 2 письменных испытания, а по русскому языку назначено в этом же классе устное испытание. С 1906 года введено обязательное преподавание законоведения, а уроки гигиены стали необязательными.
Училище имело библиотеку: фундаментальную 5830 томов и ученическую 2940 томов.
Для повышения культурного уровня учащихся, для развития их эстетического вкуса в училище устраивались литературные беседы, литературно-музыкальные вечера, чтения духовного содержания, исторические, математические, естественнонаучные чтения, танцевальные вечера. Проводились экскурсии на Иматру, по Сайменскому каналу, на острова около Тронгзунда (ныне Высоцк).
При училище был создан духовой оркестр из учеников, бесплатно обучавшихся музыке.
В целях христианского воспитания в Выборгском училище, как и у всех учащихся Финляндии, с 1895 года торжественно праздновался день 11 сентября в память Валаамских чудотворцев преподобных Сергия и Германа, основателей Валаамского монастыря.
В училище применялась система наказаний учащихся за провинности: одиночное сидение ученика в классе, выговор классного наставника перед классом с внесением в штрафной журнал, назначение особых занятий на дом в праздничные и воскресные дни, задержание в учебном заведении (на время не более 3 часов) в праздничные и воскресные дни, выговор инспектора перед классом с внесением в штрафной журнал и оповещение родителей, отделение от общества товарищей без лишения свободы, заключение в карцер от 1 до 4 часов с назначением письменной работы, выговор директора перед классом, влекущий за собой понижение отметки за поведение, заключение в карцер (свыше 4 часов, но не более 8 часов) с назначением письменной работы и содержанием на черном хлебе, заключение в карцер (на время свыше 8 часов, но не более чем на сутки), выговор от имени педагогического совета, удаление из учебного заведения с правом поступления в другие учебные заведения города, удаление из учебного заведения без права поступления в учебные заведения города, исключение с лишением права поступления в какое-либо учебное заведение.
Училище неоднократно посещали царствующие особы. Так, 23 июля 1885 года училище посетил Император Александр III с Императрицей Марией Федоровной и наследником Николаем Александровичем. Государыне Императрице учащиеся преподнесли букет. В память об этом событии в зале училища была установлена мраморная доска.
В 1886 году училище посетили Великий князь Владимир Александрович и Великая княгиня Мария Павловна.
Русское общество в Выборге всегда внимательно относилось к делам реального училища, да иначе и быть не могло: ведь здесь воспитывались их дети. Выборгский отдел русского благотворительного общества в Финляндии помогал бедным учащимся с самого основания училища. Например, в 1907 году отдел внес за учеников 1360 фин. марок. При училище были основаны 4 стипендии: имени барона Ф.А. Менд, имени Генерал-Адъютанта Н.И. Бобрикова, имени Русского общества в Выборге, имени Коммер-ции советника Ф.И. Сергеева. Стипендия имени коммерции советника Ф.И. Сергеева в размере 2500 финских марок была пожертвована 18 февраля 1905 года для выдачи процентов с этого капитала для уплаты за обучение одного из учеников училища. В ноябре того же года была пожертвована стипендия имени купца Н. И. Потоцкого на сумму 1000 рублей для выдачи процентов с этого капитала в уплату за право обучения одного из учеников училища.
Финансировалось реальное училище из государственной казны, изучение финского языка оплачивало финское правительство. Обучение было платным и составляло около 200 рублей в год с каждого ученика.
В Ленинградском Областном государственном архиве в г. Выборге хранятся интереснейшие документы по истории Выборгского реального училища: ведомости о распределении учащихся по сословиям, об успеваемости, о наказаниях, правила для учащихся, протоколы заседаний педсовета, отчеты о деятельности училища, программы и т.д. Документы свидетельствуют не только о государственной заботе о народном образовании в Выборге, но и о щедрой поддержке общественными организациями и состоятельными жителями города процесса воспитания просвещения выборгских детей.
Ярослава Давыдова, ведущий архивист отдела использования и публикации документов ГКУ ЛОГАВ
В 1888 году реальные училища были реформированы в общеобразовательные заведения, выпускники которых уже могли поступать в университет на физико-математический и медицинский факультеты. В 1913 году в России было 276 реальных училищ, в которых обучалось порядка 17 тысяч человек.
Устав реальных училищ рекомендовал принимать детей всех состояний и вероисповеданий, но предназначались они преимущественно для детей торгово-промышленного сословия. В ведомости о распределении учащихся Выборгского реального училища по вероисповеданиям и сословиям на 1 января 1911 года имеются сведения, что из 168 учащихся человек 154 были православного вероисповедания, 4 - римско-католического. По сословиям в училище обучалось: 7 детей потомственных дворян, 63 из личных дворян и чиновников, 4 - из духовного звания, 40 детей почетных граждан и купцов,19 детей мещан и цеховых, 15 из крестьян, 3 детей иностранцев и 17 прочих. Средняя стоимость обучения одного ученика в 1910 году составляла 190 рублей 43 копейки.
В то время, когда шведы и финны обратили особое внимание на развитие своих учебных заведений, русское общество Выборга тоже почувствовало необходимость иметь свое среднее учебное заведение, так как в городе существовала только одна русская школа для бедных детей с программой народных школ Финляндии. К тому же, в 1881 году закрылось частное училище Цейдлера, бывшая школа Бема, куда русские отдавали учиться своих детей, хотя преподавание там велось на немецком языке. Поэтому в августе 1881 года русское общество обратилось к графу Гейдену, посетившему Выборг при обозрении Финляндии в связи со вступлением на пост генерал-губернатора, с просьбой об открытии в Выборге среднего учебного заведения. Во всеподданнейшем докладе Государю Императору Алексан-дру III по поводу обозрения Финляндии граф Гейден ходатайствовал об открытии в Выборге русского среднего учебного заведения, а Государю императору благоугодно было собственноручно начертать на докладе “необходимо”. По ходатайству графа Гейдена на организацию училища было отпущено 100000 финских марок.
7 марта 1882 года был объявлен конкурс на лучший проект здания училища. В конкурсе приняли участие архитекторы Бенуа, Жоффрио и Курвуазье. Лучшим был признан проект архитектора Курвуазье.
В здании училища преду-сматривалось наличие водопровода, газа и электричества. Училище было спроектировано с учетом действующих на тот момент санитарно-гигиенических требований, за что удостоено Большой серебряной медали на гигиенической выставке в Санкт-Петербурге 24 мая 1884 года. В здании училища имелось 56 комнат, из которых 11 были помещениями для классов. В здании были предусмотрены рекреационный, гимнастический и актовый залы, две библиотеки, физкабинет, две химлаборатории, канцелярия, учительская, четыре комнаты для учащихся, живущих в общежитии, четыре комнаты для заведующего общежитием, четыре помещения приемного покоя, семь - для сторожей, прислуги и дворника, а также 14 квартир - директора и помощников классных наставников.
30 августа 1882 года, после молебна, Выборгское реальное училище было открыто на правах частного. Причем открыты были только первые 2 класса и принято 40 учеников. Исполняющим обязанности директора училища был назначен священник Г.Н. Соболев.
Высочайшим повелением от 25 января 1883 года училище причислено к реальным Министерства народного просвещения. Основное отделение сос-тояло из 6 классов, также был 7-й дополнительный и приготовительный классы. Основным в училище было изучение точных наук, число уроков русского языка было увеличено за счет иностранных языков.
Для обучения русскому языку при училище в 1884 году была устроена бесплатная приготовительная школа, с 1888 года преобразованная в приготовительный класс. В училище обучались мальчики от 8 до 19 лет.
Учебные программы училища неоднократно менялись. Например, в1895 году в дополнительном классе был добавлен один урок математики для повторения курса. В 1903 году в 1, 2, 3 классах обращалось особое внимание на отечествоведение и природоведение. В 1905 году было введено по 2 урока в неделю практических занятий по русскому языку в приготовительном классе. Эта мера была вызвана тем, что в училище иногда поступали дети из семей, в которых мало говорили по-русски. В том же 1905 году была изменена программа по математике в дополнительном классе: назначено только 2 письменных испытания, а по русскому языку назначено в этом же классе устное испытание. С 1906 года введено обязательное преподавание законоведения, а уроки гигиены стали необязательными.
Училище имело библиотеку: фундаментальную 5830 томов и ученическую 2940 томов.
Для повышения культурного уровня учащихся, для развития их эстетического вкуса в училище устраивались литературные беседы, литературно-музыкальные вечера, чтения духовного содержания, исторические, математические, естественнонаучные чтения, танцевальные вечера. Проводились экскурсии на Иматру, по Сайменскому каналу, на острова около Тронгзунда (ныне Высоцк).
При училище был создан духовой оркестр из учеников, бесплатно обучавшихся музыке.
В целях христианского воспитания в Выборгском училище, как и у всех учащихся Финляндии, с 1895 года торжественно праздновался день 11 сентября в память Валаамских чудотворцев преподобных Сергия и Германа, основателей Валаамского монастыря.
В училище применялась система наказаний учащихся за провинности: одиночное сидение ученика в классе, выговор классного наставника перед классом с внесением в штрафной журнал, назначение особых занятий на дом в праздничные и воскресные дни, задержание в учебном заведении (на время не более 3 часов) в праздничные и воскресные дни, выговор инспектора перед классом с внесением в штрафной журнал и оповещение родителей, отделение от общества товарищей без лишения свободы, заключение в карцер от 1 до 4 часов с назначением письменной работы, выговор директора перед классом, влекущий за собой понижение отметки за поведение, заключение в карцер (свыше 4 часов, но не более 8 часов) с назначением письменной работы и содержанием на черном хлебе, заключение в карцер (на время свыше 8 часов, но не более чем на сутки), выговор от имени педагогического совета, удаление из учебного заведения с правом поступления в другие учебные заведения города, удаление из учебного заведения без права поступления в учебные заведения города, исключение с лишением права поступления в какое-либо учебное заведение.
Училище неоднократно посещали царствующие особы. Так, 23 июля 1885 года училище посетил Император Александр III с Императрицей Марией Федоровной и наследником Николаем Александровичем. Государыне Императрице учащиеся преподнесли букет. В память об этом событии в зале училища была установлена мраморная доска.
В 1886 году училище посетили Великий князь Владимир Александрович и Великая княгиня Мария Павловна.
Русское общество в Выборге всегда внимательно относилось к делам реального училища, да иначе и быть не могло: ведь здесь воспитывались их дети. Выборгский отдел русского благотворительного общества в Финляндии помогал бедным учащимся с самого основания училища. Например, в 1907 году отдел внес за учеников 1360 фин. марок. При училище были основаны 4 стипендии: имени барона Ф.А. Менд, имени Генерал-Адъютанта Н.И. Бобрикова, имени Русского общества в Выборге, имени Коммер-ции советника Ф.И. Сергеева. Стипендия имени коммерции советника Ф.И. Сергеева в размере 2500 финских марок была пожертвована 18 февраля 1905 года для выдачи процентов с этого капитала для уплаты за обучение одного из учеников училища. В ноябре того же года была пожертвована стипендия имени купца Н. И. Потоцкого на сумму 1000 рублей для выдачи процентов с этого капитала в уплату за право обучения одного из учеников училища.
Финансировалось реальное училище из государственной казны, изучение финского языка оплачивало финское правительство. Обучение было платным и составляло около 200 рублей в год с каждого ученика.
В Ленинградском Областном государственном архиве в г. Выборге хранятся интереснейшие документы по истории Выборгского реального училища: ведомости о распределении учащихся по сословиям, об успеваемости, о наказаниях, правила для учащихся, протоколы заседаний педсовета, отчеты о деятельности училища, программы и т.д. Документы свидетельствуют не только о государственной заботе о народном образовании в Выборге, но и о щедрой поддержке общественными организациями и состоятельными жителями города процесса воспитания просвещения выборгских детей.
Ярослава Давыдова, ведущий архивист отдела использования и публикации документов ГКУ ЛОГАВ
Читайте также
-
Внуки и правнуки красноармейца, отзовитесь!
-
Выборжанка Вероника Филатова – абсолютная чемпионка традиционного турнира
-
Выборгские спортсмены провели домашний турнир на высоком уровне
-
Российский спортсмен потряс болельщиков всего мира
-
В нашем городе собрались настоящие богатыри
-
Хор педагогов из детского сада – финалист всероссийского конкурса