Мой дом – театр
Династии, как известно, бывают разные. Рабочие, спортивные, научные, медицинские, учительские… В Выборге можно найти представителей всех этих направлений.
Если говорить о династии творческой, то, наверное, самый известный здесь – художественный руководитель театра драмы и кукол «Святая крепость», заслуженный деятель искусств России Юрий ЛАБЕЦКИЙ. Точнее, он и его семейство. Хотя сам Юрий Евгеньевич замечает, что в возглавляемом им коллективе постепенно формируются и другие династии.
Если бы не турник…
Представлять лишний раз худрука «Святой крепости» не нужно. Пафосно говоря, он и является основателем театральной династии. Посудите сами: старшая дочь Александра – режиссёр и театральный продюсер, недавно прошедший уже IV фестиваль «Балтийский кукловорот» во многом обязан ей своим успехом. Её муж Сергей ЧИКОВАНИ занимается музыкальным оформлением спектаклей. Сын Юрия Евгеньевича Даниил ЛАБЕЦКИЙ в качестве художника по свету работает в Мариинке и, конечно, всегда готов принять участие в проектах родного театра. Младшая дочь, Арина ЛАБЕЦКАЯ – талантливая актриса «Святой крепости» и ярко проявляет себя как режиссёр, что могут подтвердить и коллеги, и зрители. Среди зрителей, конечно, есть поклонники актёра Евгения КУЛИША (мужа Арины), известного и своими постановочными работами. Жена Юрия Лабецкого заслуженная артистка России Татьяна ТУШИНА кроме множества сценических образов, зарекомендовала себя и как самобытный режиссёр.
Театр преследовал Юрия Лабецкого с детства. Родители, хотя к искусству прямого отношения не имели (мама – топограф, отец – военный гидрограф, ушёл в отставку в звании капитана первого ранга), но всегда были творческими людьми. Вместе играли в самодеятельности. Отец прекрасно пел, даже поступил в Ленинградскую консерваторию, но предпочёл иную карьеру. Дед Юрия Евгеньевича работал главным инженером на военном заводе в Кронштадте, в свободное время – регент хора Кронштадского собора, обладал редким басом-профундо.
Конечно, мысли о театральной династии в юную голову Юры Лабецкого даже не закрадывались. Правда, в ленинградской школе, где он учился, была очень хорошая студия, многие выпускники которой в дальнейшем связали свою жизнь со сценой. Возглавлял любительский коллектив молодой режиссёр Борис ГОЛУБИЦКИЙ, сейчас – маститый педагог РГИСИ, заслуженный деятель искусств РФ. Выборжцы помнят его по спектаклю «Два веронца» (пьеса Шекспира) в «Святой крепости».
– Я серьёзно занимался спортивной гимнастикой, дошёл до уровня кандидата в мастера спорта. Но однажды сорвался с турника, повредил ногу, полгода лечился. За это время другие ребята здорово прибавили в результатах, а догонять очень трудно. Нога, кстати, и сейчас порой побаливает. Так что судьба: если бы не травма, возможно, и не пошёл бы в актёры. В школьном студийном спектакле «Обыкновенное чудо» по Шварцу я играл Медведя, моя первая жена – Эмилию, – рассказывает Юрий Лабецкий.
Почти вся семья в сборе. Три режиссера (Арина, Татьяна Тушина, Юрий Евгеньевич) и художник по свету (Даниил Лабецкий). Фото из архива Лабецких
Генетику не обманешь
Затем была учёба во ЛГИТМиКе, работа во Пскове, Львове и Кургане. В этом зауральском городе Лабецкий возглавил театр кукол «Гулливер», там же работала и жена, кстати, по образованию учитель математики. Родилась Александра.
– Зимой было холодно, в нашей хрущёвке стены холодные, мы спали в носках, которые к утру буквально примерзали к обоям. Приходилось аккуратно их снимать, чтобы не поранить ноги. Нужно вести дочку в детский сад, жена говорит: сегодня твоя очередь, а я говорю: твоя, – вспоминает Юрий Евгеньевич. – Семейная жизнь у нас была страстная, но со временем поняли, что школьная любовь и семья далеко не одно и то же. Разошлись и стали настоящими друзьями. Саша позже, когда подросла, приезжала в Выборг нянчить младшую сестру.
– Первые детские воспоминания, связанные с театром в Кургане: меня берёт на руки человек в костюме Деда Мороза – понятно, что это папа, – говорит Александра Лабецкая-Чиковани. – И позже, когда он с семьёй уже жил в Выборге, я часто сюда приезжала, приезды были желанные и ожидаемые, ведь папа – человек-праздник. Конечно, приходила в «Святую крепость», привлекала творческая атмосфера, ведь театр так отличается от будней! Но и математику любила, это мамины гены. В 16 лет попробовала поступить в театральный институт, папа ничего не знал. Я бы сформулировала ту попытку как внутренний прорыв генетических способностей. Конечно, не прошла, была не готова, особенно на фоне других абитуриентов. Но я активно занималась спортом, поступила в институт имени Лесгафта, 17 лет отдала тренерской сфере. Родились дети, позже пошли в театральные студии. Я и сама часто ходила в театры. А ещё шила костюмы, организовывала досуговые мероприятия.
Организаторская и одновременно творческая работа Александре понравилась, а в спорте она не чувствовала себя максимально реализованной. Пригласили в компанию, устраивающую различные массовые акции. Как будто всё шло хорошо, однако Саша понимала, что ей не хватает профессионального образования. И поступила на факультет режиссуры и продюсерского мастерства, где училась 6 лет.
– Провожу корпоративы, фестивали. Сейчас больше работаю с фестивалями, люблю сотрудничать с театром. Я вижу работу изнутри, знаю, что это нелёгкий труд, настоящая театральная фабрика. Но та волшебная аура, которая пленяла меня в детстве, по-прежнему присутствует. Рада подставить папе плечо, если есть такая возможность, – улыбается Александра.
– В нашем театре поселилась режиссёрская бацилла, – полагает Юрий Евгеньевич. – Хотя я режиссёр без специального образования, ребята в Кургане, когда труппа осталась без руководителя, сказали: давай, бери театр в свои руки. Пришлось. Моим крёстным отцом в профессии стал знаменитый Сергей Образцов, у него я учился режиссуре. Арина училась на актрису, но тоже закончила режиссуру, как и Александра. Жена – режиссёр, зять Евгений Кулиш ставит уже третий спектакль. Учится режиссуре дочь актёров Ольги ГУРИНОЙ и Евгения НИКИТИНА Екатерина. Саша как одна из организаторов «Балтийского кукловорота», помогает проводить уже четвёртый фестиваль.
При всём богатстве выбора альтернативы больше нет
Если у Александры имелся выбор между театром и спортом, то у её младшей сестры альтернативы, пожалуй, не было.
– Когда училась в старших классах, мама и папа советовали посмотреть в другие стороны. Но я с детства занималась вокалом и танцами, посещала студию при «Святой крепости», где преподавали акробатику, ритмику, даже какое-то время мы изучали теорию театра. Подход профессиональный, практически это был заводик по производству маленьких актёров. Когда поступала в вуз, меня спросили, зачем я сюда пришла. Честно ответила, что больше ничего не умею. Так что мне не пришлось идти в спорт, ломать ноги, – улыбается Арина Лабецкая.
– Мы с женой не скрывали, что работа актёра непростая, говорили: «Посмотри на нас, сутками варимся в творческом бульоне, на кухне обсуждаем спектакли и репетиции, работы много, а денег мало. Но и за ногу дочь не держали, – объясняет Юрий Лабецкий. – Нравится – пробуй! Зато теперь каждый может сказать, что получилось в спектакле, а что не очень. Дочки не говорят, что папочка сделал шедевр, а обращают внимание на недочёты. Приходится слушать, – вздыхает худрук.
Юрий Лабецкий, как и Петр Первый, знает и любит свое дело (сцена из моноспектакля «Медный всадник». Фото предоставлено театром драмы и кукол «Святая крепость»
Творцов нужно любить
Критика, безусловно, нужна. Однако, и доброе слово приятно не только кошке.
– Говорят, что актёры, как дети, не любят, когда их ругают. Но и режиссёрам нужна похвала. Им тоже не нравится, когда их долбают. Это профессия, которая нуждается в сочувствии. Самое трудное – найти что-то нестандартное, сделать так, как до тебя ещё никто не делал. Важно удивить актёра на репетиции. Хотя я могу представить им своё видение, а они скажут, что это ерунда. Тогда предложи что-то своё, докажи, что этот вариант лучше. А если этого нет, сделай так, как я предлагаю, – обрисовывает Юрий Евгеньевич свой метод работы с труппой.
Режиссёры, как и большинство творческих людей, болезненно относятся к своим творениям, особенно не любят замечания со стороны коллег по цеху. По молодости Юрий Лабецкий мог высказаться достаточно откровенно, что, естественно, другим не нравилось. Позже придумал великолепный ход. На вопрос: «Старик, ну как тебе мой спектакль?» отвечает «Старик, я бы так не смог». И расходятся, довольные друг другом.
Это, конечно, прелестно и смешно. Хотя профессию режиссёра сплошным весельем не назовёшь. Какие чувства испытывает многолетний руководитель «Святой крепости», когда слышит со стороны о театральной или режиссёрской династии Лабецких?
– Испытываю ужас, – откровенен Юрий Евгеньевич. – Ведь всё время нужно доказывать, что ты это можешь. Необходимо найти оригинальный постановочный ход, затронуть струны чувств зрителя, добраться до сердца и актёров, и публики. Важно не повториться в новой работе. Хотя в «Святой крепости» висит баннер: «Всю жизнь я ставлю один спектакль. Про любовь». Но любовь – такая многогранная вещь, там такое разнообразие оттенков… А режиссёр должен найти что-то своё, неповторимое. Значит, неизбежны пробы, ошибки, болезненный поиск правильного решения.
Сергей КАРСАКОВ
Читать все статьи автора Сергей Карсаков