Победив в великой битве, советские люди возрождали страну

Победив в великой битве, советские люди возрождали страну
308
Вячеслав Фомин и Анатолий Сыров чтят родных людей и родные места

Наша газета уже писала о славной фронтовой истории семьи Фоминых-Сыровых. Напомним, что ветеран Выборгского судостроительного завода Анатолий СЫРОВ тогда рассказал о своих деде и отце – Прохоре Фомине и Николае Сырове. Оба они участвовали в кровопролитных боях на Карельском перешейке в 1944 году, в том числе в Выборгской наступательной операции. Сражались геройски и в послевоенной жизни трудились также: на совесть, ставя на первое место не личное, а общественное, понимая, что от них в том числе зависит, насколько быстро восстановится родная страна, измождённая четырёхлетней войной.

Николай Сыров (в фуражке), его сыновья, внуки и жена Вера Прохоровна в Кравцово

Воевали и работали честно 

Прохор Фёдорович и Николай Сыров, конечно, не являлись исключением. В то время большинство советских людей считали также. И доказывали свои убеждения не словом, а делом. Закончивший войну в наших краях Прохор Фомин решил здесь же и остаться. Перевёз из Сибири семью, трудился в колхозе «Гвардеец» конюхом и звеньевым. Его мирный труд был отмечен бронзовой медалью Выставки достижений народного хозяйства. Большая и дружная семья Фоминых проживала в посёлке Овсово, это в паре километров от станции Гвардейское и одноимённого посёлка при ней. В финскую пору местные исповедовали хуторскую систему проживания. Рассказывают, что и первые советские переселенцы предпочитали хутора, но постепенно, очевидно, не без участия властей, перебазировались: кто – в Гвардейское, кто – в Овсово.

Николай Сыров, так же, как и его тесть, воевал в 134-м полку 45-й Гвардейской стрелковой дивизии, воины которой штурмовали Выборг. Награждён медалью «За отвагу». Прохор Фёдорович является кавалером ордена Славы III степени. Кстати, сибиряк отличался бесстрашием не только на поле брани. Однажды, вернувшись из атаки, в ходе которой полегла почти вся рота, не выдержал и на нелепый упрёк кого-то из офицеров (вероятно, штабных) мол, почему ты остался жив, от души врезал обидчику по физиономии. Были неприятности, хотя, если по совести, поступил солдат совершенно верно.

Фронтовики,  к тому же однополчане, без проблем нашли общий язык. Прохор Фёдорович и его жена Устинья Емельяновна были рады, что Николай женился на их дочке Вере, с которой познакомился в 1947 году. Молодые жили вместе с родителями жены. Через два года родился первенец. Как бы ни хорошо было, но свой угол, конечно, лучше. В 1954 году Сыровы перебрались в посёлок Кравцово, где тогда действовал кирпичный завод, построенный финнами незадолго до Зимней войны. На этом предприятии и трудился Николай Сыров вплоть до его закрытия в 60-х годах.

Братья Сыровы и их сестра Татьяна в детстве

 От кирпичей – к судам

 – Отец работал на многоковшовом экскаваторе с 11-метровой стрелой, добывал уникальную голубую глину. Я, конечно, не раз бывал на заводе. Там, по сути дела, трудилось всё население поселка Кравцово, – вспоминает Анатолий Сыров. – Делали очень качественные кирпичи, замешивали песок и глину, формовали, сушили. Завод поставлял строительный материал в Выборг и район. А в самом посёлке и сейчас стоят дома, возведённые из местного кирпича. К сожалению, директор предприятия, очень грамотный специалист, уехал в командировку в Северную Корею, на его место пришёл человек, не разбирающийся в технологическом процессе, что сказывалось на качестве продукции. Закрытие производства стало, конечно, шоком для жителей посёлка. Многие перешли работать на судостроительный завод так же, как и мои родители.

Кирпичный завод для местных жителей был, без преувеличения, не просто местом работы. Во многом за счёт его развивалось коммунальное хозяйство посёлка. Вода на производство поставлялась из родника, этим же источником пользовалась и местная баня.

Сейчас о тех кирпичах остались лишь воспоминания. А вот увидеть дома из него можно, и не только в посёлке, но и в Выборге. Именно из кравцовского кирпича  в конце 50-начале 60-х годов построили двухэтажные дома на улице Гагарина. Давно идёт речь об их сносе, но строения пока держатся.

Братья Сыровы (Валерий, младший), Анатолий (средний), Юрий (старший)

Дальнейшая жизнь Сыровых на долгие годы оказалась связана с ВСЗ. Николай трудился в достроечном цеху. Вера – в заводской столовой. На производство пришёл и Анатолий, теперь он уже ветеран предприятия, пенсионер. И родственники Сыровых по линии Фоминых тоже не чужие для «десятки». Иван Фомин, отец Вячеслава Фомина, двоюродного брата Анатолия Николаевича, после службы в армии прошёл трудовую практику, а затем поступил на службу в Выборгскую таможню, руководил работой поста «Брусничное». Кстати, своё имя папа Вячеслава получил в честь старшего брата, пропавшего без вести в ходе Сталинградской битвы. Иван Прохорович уже ушёл из жизни, и ветераны-сослуживцы всегда вспоминают товарища добрым словом, как и его двойного тёзку – многолетнего начальника Выборгской таможни Ивана Фомина.

 Вячеслав Фомин и сейчас приезжает в родные края, на дачу в Овсово. А у Анатолия Сырова дача тоже в местах, ставших для него знаковыми – в Кравцово.

Любопытная деталь. В 80-х годах прошлого века Анатолий Николаевич побывал в ФРГ для обмена профессиональным опытом, посетил крупные германские верфи. Разговаривали о судостроении, о жизни, на официальных приёмах и на дружеских посиделках. Но про войну не говорили. Обсуждали житейские, дежурные, будничные темы, более привлекательные, так, очевидно, и должно быть. Все войны в итоге заканчиваются миром.

На ВСЗ всегда кипела спортивная жизнь. Анатолий Сыров активно в ней участвовал

Публикация подготовлена рабочей группой газеты «Выборг» при поддержке Комитета по печати Ленинградской области

Читайте также