В семье Абиковых знают и помнят свой род

В семье Абиковых знают и помнят свой род
887
В семье Абиковых знают и помнят свой род

Михаил Абиков познакомился с заведующим выставочным залом «Выборг – город воинской славы» Владимиром Быкачевым совсем недавно, во время поездки сюда со своим родственником, блокадником и сыном фронтовика 88-летним Анатолием Кондратьевым. Отец Анатолия Александровича пропал без вести в первой половине 1944-го, и пока не ясно где – то ли на псковщине, откуда пришло последнее письмо, то ли под Выборгом, куда подразделение было переброшено для участия в Выборгской наступательной операции.

Сразу нашлись общие важные темы и точки соприкосновения – семейной истории Михаила Абикова и военной истории Выборгского района…

Во второй раз Михаил Абиков прибыл в наш город с дочерью Ириной Рехтиной в скором времени после первого визита. Они привезли с собой подлинники хранящихся в семейном архиве документов периода Советско-финляндской и Великой Отечественной войн. На каждого из своих родных, участвовавших в обеих войнах, у них собрана максимально возможная информация. Из восьми человек, ушедших на фронт в 1941-м, вернулся один; на «Зимней» сгинули двое.

- Мы привезли подлинные документы, относящиеся к «Зимней» войне – память об этих событиях нужно сохранять и передавать следующим поколениям. В числе этих документов письмо красноармейца 286 стрелкового полка 90 дивизии Уварова Павла Игнатьевича, написанное в момент перехода советско-финляндской границы 30 ноября 1939 года, а также его фотография и биографические данные, копия похоронки, датированной 20 декабря 1939 года. Михаил Абиков

 Павел Уваров пишет: «Сегодня 30 ноября вступаем в бой, переходим финскую границу. Очень будет жаль, если не вернусь домой. Ну ладно. Писать некогда, готовимся в бой. Крепкого здоровья. Целую, Павлик. Гриппа, если убьют, возьми к себе Олю. Ещё раз до свидания. Павлик». Гриппа – это сестра Павла, Агриппина, Оля – дочь.

Стоит только начать…

В ходе поисков места захоронения другого родственника – Анатолия Калистратовича Старовойтова - Михаил Александрович добыл информацию, благодаря которой удалось установить 45 имён похороненных неподалёку от посёлка Озёрное Гончаровского поселения бойцов. В скором времени, подтверждает Владимир Быкачев, эти имена будут там увековечены в дополнение к двум, которые были обозначены ранее - согласования с военкоматом уже прошли.

Анатолий Старовойтов получил ранение в последний день Советско-финляндской войны, 13 марта 1940 года. В справке о ранении зафиксированы очень тяжелые травмы, с которыми бойца ещё и взялись оперировать военврачи – повреждения лобной и теменной костей черепа.

Михаил Александрович отыскал в электронных архивах и акт захоронения 1940 года, и схему расположения братской могилы, и финскую карту местности, где оно расположено.

Найти всё это помогла случайность: на просторах Интернета на глаза попался сайт 588 полка (входил в состав 90 стрелковой дивизии наряду с 173 и 286 полками и 26 медсанбатом). Создатель сайта, судя по всему, тоже занимался поисками и собрал всю имеющуюся информацию, чем помог многим родственникам погибших в ходе «Зимней» войны.

- Жива племянница Анатолия Калистратовича, родного брата матери – Нина Ивановна Богданович. Ей 90-й год. Она блокадница, живёт в Петербурге, часто бывает в школах, участвует в уроках мужества. Мы очень хотим отвезти её на могилу дяди, когда его имя будет увековечено на захоронении. 

Кстати, мы нашли фото этого воинского захоронения № 77, сделанные несколько лет назад. Недавно побывав там, увидели большие перемены, сделано всё очень грамотно. Михаил Абиков

Вспоминая Советско-финляндскую

Анатолий погиб молодым, продолжает Михаил Абиков, детей у него не было. У Павла Уварова в Ленинграде осталась вдова, Пелагея, которая впоследствии осталась в осаждённом городе, все 900 дней работала в блокадном Ленинграде, награждена медалями «За оборону Ленинграда» в военное время и уже по окончании войны в 1946-м – «За трудовую доблесть». На руках у Пелагеи в 1939-м оставались трёхлетняя Оля (о ней пишет в письме Павел Уваров) и двухлетний Борис; Ольгу впоследствии мать отправила в эвакуацию, Боря ребёнком умер до начала Великой Отечественной.

Теоретически удалось определить могилу Павла Уварова в урочище Меркки. В поисках помог известный выборжцам поисковик и один из лучших экспертов по Советско-финляндской войне, командир поискового отряда «Карельский вал» Вячеслав Скоков.

Сестра Павла Уварова Агриппина (к ней он обращается в письме) была призвана военврачом в Великую Отечественную, прошла всю войну, награждена в числе прочих медалью «За победу над Германией». А ещё один их брат Василий Уваров заслужил орден Красной Звезды.

Целая галерея героев

Прадед Ирины по маминой линии, Александр Кондратьев, упомянутый в начале повествования, пропал без вести в марте 1944-го. Точнее, мартом датируется последнее письмо от него из-под Пскова. Затем в июне дивизия была переброшена на Карельский перешеек, участвовала в Выборгской наступательной операции. Поэтому ещё предстоит выяснить, в каком направлении продолжать поиски - под Выборгом или на Псковщине.

Есть в роду у Абиковых ещё один героический человек - Николай Потелов. Михаил Александрович, не скрывая волнения и гордости, рассказывает, что погибший в 18 лет юноша имел два тяжёлых ранения и ордена Славы III и Отечественной войны II степени.

Вот цитата из документов, хранящихся на ресурсе минобороны «Подвиг народа»:

«15 января 1945 года одним из первых ворвался в траншею противника, действовал решительно и смело,.. в упор из винтовки расстрелял 11 солдат неприятеля... в бою был ранен»… Первое ранение было несколькими месяцами ранее – в октябре 1944-го. А в середине марта 1945, то есть спустя всего два месяца после тяжёлого ранения, 18-летний Николай Потелов, продолжая воевать в восточной Пруссии, «умело подавил огонь пулемётной точки противника, проявил стойкость и мужество при отражении контратаки немцев… В этом бою погиб смертью храбрых». Награждён орденом Славы II степени посмертно.

По иронии судьбы, Николай, не подозревая об этом, воевал едва ли не на соседних позициях со своим отцом Никитой Ивановичем, который за бытовое правонарушение был определён в штрафной батальон. Оба не вернулись, могилу Никиты Ивановича Михаил Абиков с родственниками и друзьями продолжают разыскивать.

С войны пришли только двое представителей многочисленной семьи Абиковых – Иван Иванович Потелов, награждённый в 1944-м медалью «За отвагу», и Василий Николаевич Абиков 1924 года рождения, получивший такую же медаль за подвиг, который он совершил 17 сентября 1942 года в бою за станцию Синявино, а указ о награждении был подписан Президиумом Верховного Совета лишь в 1951 году.

Чтобы помнить…

Ирина Рехтина подчёркивает, что в их семье относятся к военной истории с особым уважением:

- Папа тщательно изучает биографии наших родственников, которые участвовали в «Зимней» и Великой Отечественной войнах. За небольшой промежуток времени он собрал колоссальную информацию о боевом пути, местах захоронения, ратных подвигах наших родственников. Мы хотим сделать эти сведения доступными для людей, которые интересуются военной истории страны. Ирина Рехтина

Михаил Абиков подчёркивает, что большую помощь  в поисках  ему оказал  давний друг Владимир Шередега, с которым раньше вместе много лет они служили на флоте. Нина Ивановна Богданович стала вдохновительницей этих поисков.

Остаётся добавить, что привезённые Михаилом Абиковым и Ириной Рехтиной документы и фотографии отсканированы и будут представлены в одной из витрин выставочного зала.

Екатерина ВОРОБЬЁВА

Читать все статьи автора Екатерина Воробьева

Читайте также