Выборгский драмтеатр рассказал правду о том, что было
В канун 80-летия Великой Победы практически все театры, профессиональные и любительские, подготовили новые работы, посвящённые этому, самому важному для нашей страны празднику. Народный коллектив «Выборгский драматический театр» показал премьеру спектакля «Непогасшая память войны» в постановке своего руководителя – режиссёра Александра КОСТЁНКОВА.
– Это авторский проект, – рассказал Александр. – У меня возникла идея создать документальный спектакль. Искали истории все вместе. Пробовали, выбирали, от чего-то отказывались. Я читал биографии женщин-фронтовиков, ставших Героями Советского Союза. После находил отсканированные письма военных лет на сайтах краеведческих музеев. Истории, возможно, кажутся нереальными, но всё это правда. В биографии не всегда всё было понятно, письма говорили больше. Приходилось многое сверять, проверять. Некоторые истории придуманы нами, командой, занятой в спектакле. Менялись местами эпизоды, долго думали над формой подачи материала.
Инсценировка разрабатывалась несколько месяцев. Только в начале апреля постановщик утвердил порядок эпизодов. По его признанию, одни истории очень трогательные, другие, напротив, кажутся лёгкими. Важно было сделать спектакль нескучным, смотрибельным, интересным, захватывающим.
Актёры вжились в образ своих персонажей
Послевоенное время. В поезде, следующем по ленинградской ветке, встречаются незнакомые друг другу люди. Но дорога располагает к общению, а о чём могли бы говорить пассажиры той поры? О доблестях, о подвигах, о славе? Разумеется. Только никто из них не рассуждал о героизме, не произносил пафосные фразы, а просто говорил о том, что знает. У каждого из них своя история: трагическая, смешная, даже философская. И, как заметил режиссёр, все они, за редким исключением, зиждутся на биографической основе. Но даже то, что можно назвать плодом воображения, не вызывает сомнения в том, что это могло быть.
Война преподносит сюжеты, кажущиеся подчас невозможными с точки зрения мирного обывателя. Чем дальше от нас уходят героические события 1941-1945 годов, тем больше герои тех лет становятся похожи на былинных персонажей. А вот для их современников, в данном случае пассажиров поезда, это не миф или легенда, а сама правда. И герои – их родные, соседи, сослуживцы. О которых потом написали книги и сняли фильмы, поставили драматические спектакли и написали оперы и симфонии. Никто из них не задумывался, что совершает подвиг и войдёт в историю. Они просто сражались за Родину.
Истории отбирались очень тщательно. Например, когда Александр Костёнков прочёл о судьбе юной девушки-снайпера, тут же позвонил актрисе Алёне ПОНОМАРЁВОЙ. Вдвоём решили отказаться от прежде выбранной истории в пользу этой. И не прогадали. Дело не в том, что интереснее, а как материал ложится на сердце и душу и постановщика, и исполнителя роли. Учитывая, что в выборе материала участвовали все работавшие над спектаклем, можно не сомневаться, что для каждого его роль – лучшая, а текст фактически идёт не столько от лица персонажа, сколько буквально прожит самим актёром, среди которых более половины – дебютанты.
– Прежде я работал только с Вадимом АВЕРЬЯНОВЫМ, Алёной Пономарёвой, Анжелой БУШЕНКОВОЙ и Татьяной ТИМОФЕЕВОЙ, – говорит Александр Костёнков. – Спектакль стал для меня самым сложным за период работы в театре, ранее я не пробовал себя в таком жанре. Документалистика – это правда, и я просил актёров не просто выдавать текст, а прожить историю своего героя, не зубрить реплики, а понимать их суть. Все старались, хотя на премьерном показе никто не остался абсолютно довольным собой. Наш спектакль – живой, это не раз и навсегда утверждённый трафарет. Возможно, в дальнейшем он может видоизмениться.
Безусловно, у новичков не всё получилось, но в чём им нельзя отказать, то именно в старании и самоотдаче. Они пропускали истории сквозь себя, максимально вживались в образ, словно ненадолго вернувшись на 80 лет назад. Вместе с ними погрузилась в 40-е годы и публика. Иначе зал бы не встал ближе к концовке спектакля для незапланированной минуты молчания, а на глазах у многих, даже молодых зрителей, не было бы слёз. Такая реакция не была предусмотрена, пришлось даже немного, прямо на ходу, удлинить сцену. Но, наверное, никакой режиссёр не откажется от такой неожиданности как от очевидного доказательства успеха своей работы, ставшей плодом размышлений, сомнений, репетиций.
Несомненно, постановку нужно обкатать на зрителе, дополнительно поработать с исполнителями, «подшлифовать» монологи. Впрочем, это, как заметил режиссёр, живой спектакль, и что-то может быть дополнительно внесено после любого показа. Очередной показ пройдёт в Выборге 4 мая. А послезавтра «Непогасшую память войны» оценит жюри областного фестиваля народных театров «Театральная весна – 2025», который состоится в Санкт-Петербурге. Творческий смотр посвящён 80-летию Великой Победы. Пожелаем нашим землякам удачи!
Текст: Сергей КАРСАКОВ
Фото: Денис ЕГОРОВ
Читать все статьи автора Сергей Карсаков