СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА ВЫБОРГА: ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЙ ВЗГЛЯД ИЗВНЕ

СОВЕТСКАЯ  АРХИТЕКТУРА ВЫБОРГА:  ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЙ  ВЗГЛЯД ИЗВНЕ
1043
СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА ВЫБОРГА: ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЙ ВЗГЛЯД ИЗВНЕ

Встречи в Выборгском замке

На днях в научной библиотеке Выборгского замка состоялась лекция историка из Петербурга Ксении ЛИТВИНЕНКО «Советская архитектура Выборга: стратегии освоения и ландшафт памяти», которая вызвала заслуженный интерес и у сотрудников музея, и у жителей и гостей нашего города.

Среди слушателей можно было увидеть и директора Выборгского музея-заповедника Владимира ЦОЯ, и выборгского архитектора Виктора ДМИТРИЕВА, и ведущего научного сотрудника НИИТИАГ, кандидата архитектуры Светлану ЛЕВОШКО. После лекции я попросил Ксению Литвиненко ответить на несколько вопросов.

– Ксения, что привело вас к занятиям архитектурной историей советского Выборга?

– Я начала заниматься исследованием архитектуры Выборга два года назад. Тогда моей главной темой были преемственность и разрыв в национальной политике Российской империи и Советского Союза на окраинах и в приграничных районах. Разбираясь в особенностях этих отношений, я поняла, что важной их частью была политика в сфере архитектуры, градостроительства и охраны памятников на территории республик. Например, я анализировала реставрацию медресе Улугбека в Самарканде как способ налаживания отношений с стратегически важными восточными частями молодого советского государства. 

Случай послевоенного освоения Выборга сразу показался мне интересным, потому что в нем можно было проследить не только политику центра в отношении «покорения» периферии, но и обратный процесс – влияние периферии на метрополию (Ленинград и не только). Даже сейчас, если вы обратите внимание на рекламу нового жилья в петербургском метрополитене, застройщики привлекают новых клиентов слоганами «финское качество», «малая Финляндия», «финские кварталы», «финские технологии» и пр. «Финскость» Выборга, воплощенная в сохранившейся городской застройке, его отличность от любого другого города Советского Союза, была прочитана и советскими архитекторами, работавшими здесь. Это помешало превратить Выборг в еще один типовой советский город и повлияло на дельнейшее развитие советской архитектуры, основанное отчасти и на уроках Финляндии. 

– Есть ли предшествующие исследования (советские, российские, финские), на которые вы опирались?

– Весомый вклад в сбор и систематизацию материалов по истории послевоенного освоения Выборга был сделан краеведами Виктором Степаковым и  Евгением Балашовым, а также архитекторами Виктором Дмитриевым и Юхой Ланкиненом, собравшими значительные коллекции архивных материалов об архитектуре и истории градостроительного планирования в Выборге. Поскольку я, к сожалению, не читаю по-фински, я пользовалась публикациями финских историков на русском языке, например, работами Петри Неувонена. На настоящий момент единственной монографией, комплексно освещающей советский период в истории Выборга, является книга  «Viipurin kadotetut vuodet 1940–1990», пока она издана только на финском языке. 

В своей работе я также опиралась на обширное антропологическое исследование, проведенное в рамках международного проекта «The Conditions for Constructing New Russia. Interactions of Tradition and Europeanness in the Development of 20th Century Russia» под руководством финского историка Антти Лайне. В рамках данного проекта работала исследовательская группа антропологов из Финляндии и России. Они собрали 84 интервью у информантов, переселившихся на территорию Карельского перешейка по окончании Второй мировой войны и в период «оттепели». По результатам исследования Екатерина Мельникова, один из кураторов проекта, выпустила ряд интересных статей.  

Тема реконструкции финского архитектурного наследия на примере конкретного памятника архитектуры была всесторонне рассмотрена в издании, подготовленном Любовью Кудрявцевой и посвященном завершению реставрации библиотеки Алвара Аалто в Выборге в 2008 году. С другой стороны, стоит упомянуть статью Любови Кудрявцевой «Борьба за место памяти в империи: история памятника основателю Выборга Торгильсу Кнутссону», в которой анализируется история межнациональных отношений в империи через призму мнемопроектов по отношению к конкретному памятнику. 

Но нужно отметить, что все еще не проведена комплексная работа по анализу и систематизации архитектурных памятников советского Выборга – и я намереваюсь этим заняться. 

– Какие документальные материалы оказались наиболее труднодоступными?

– Наибольшие трудности мне доставил архив «Ленгражданпроекта», местонахождение большей части документов которого до сих пор остается для меня загадкой. Филиал «Ленгражданпроекта» в Выборге занимался основными проектами застройки на территории Выборга и Карельского перешейка и мог бы значительно дополнить мое исследование. Первую часть документов из этого архива затопило в середине 1950-х. Тогда документы хранились в подвале дома на проспекте Суворова, 9. Это были обмерные чертежи послевоенного Выборга – очень ценный материал, поскольку при начале восстановления никаких материалов не было вообще. Финны вывезли все архивы, и реставрация исторических зданий, восстановление города велась с нуля.  Это была первая утрата. Еще одна, более значительная часть материалов, была уничтожена буквально в последние годы. При «уплотнении» архива и перевозке его из здания художественной школы У. Ульберга (там теперь находится выставочный центр «Эрмитаж-Выборг») были уничтожены все документы до 2008 года. Представляете? Лично я не понимаю, как такое могли допустить. Я до сих пор не верю, что обмеры и чертежи советского времени уничтожили – сейчас при начале реставрации какого-либо здания исторической части города такие документы стоили бы больших денег. На данный момент часть архива данной организации находится в Петербурге, в Центральном государственном архиве научно-технической документации (ЦГАНТД), еще одна часть – в фондах Выборгского музея-заповедника. Кое-что попадается в ЛОГАВ, но, в целом, потерян огромный слой исторических источников, который уже вряд ли удастся восстановить. Я бы хотела обратить на этот факт особенное внимание. 

– Каково было ваше первое впечатление от Выборга?

– Первый раз я попала в Выборг ребенком – сюда меня привезли родители, на выходные. Тогда я ничего не знала об истории города, и мне он показался просто загадочным и волшебным. Еще я помню, как мы обедали в «Круглой башне», и вокруг было много финнов, которые шумно и долго пировали. 

– В ходе вашего исследования вы общались с выборгскими архитекторами, в частности – с Виктором Васильевичем  Дмитриевым и ныне покойным Александром   Михайловичем Швером

– Надо сказать, что проведение интервью стало для меня любимой частью исследования. Получать информацию в живом разговоре, а не находиться часами один на один с молчащими (хотя и не немыми) документами, конечно, приятнее. Но было сложно установить формальные рамки интервью; все же это был человеческий разговор, в процессе которого я понимала для себя вещи, выходящие далеко за пределы моего исследовательского интереса. Александр Михайлович был профессионалом, который действительно любил свое дело и отдавал ему всю свою энергию и все мысли. А в Викторе Васильевиче я увидела человека, который может вырваться за рамки системы, критически осмыслить происходящие перемены, свидетелем которых он был и является сейчас. 

Михаил ЕФИМОВ, старший научный сотрудник Выборгского музея-заповедника 

Фото Алёны Головач

Читайте также