МИХАИЛ ПИТАТЕЛЕВ: КАНАЛ БЫЛ НУЖЕН ОБЕИМ СТРАНАМ

МИХАИЛ ПИТАТЕЛЕВ: КАНАЛ БЫЛ НУЖЕН ОБЕИМ СТРАНАМ
2038
МИХАИЛ ПИТАТЕЛЕВ: КАНАЛ БЫЛ НУЖЕН ОБЕИМ СТРАНАМ

К 160-летию открытия Сайменского канала

На днях в научной библиотеке Выборгского музея-заповедника петербургский историк Михаил Питателев прочел лекцию об истории строительства Сайменского канала.

Лекция была приурочена к 160-летию открытия канала – события, оставившего неизгладимый след и в истории Выборгского замка. После лекции Михаил ответил на несколько вопросов автора этих строк.

– В какой степени строительство Сайменского канала, с точки зрения технологии и логистики, было типичным или новаторским для своего времени? Был ли к тому времени аналогичный опыт и в Финляндии, и в Российской империи?

– Российская империя обязана своим появлением воле Петра I. И каналы – вполне органичная часть его замысла по превращению страны из окраины Европы в морскую державу со столицей – большим портом на Балтике, «скопированном» с Амстердама. Но Петербург и флот нужно было снабжать товарами – для этого Петр задумывает соединить каналами судоходные реки, чтобы проложить водный маршрут с Волги на Балтику. Можно утверждать, что будущие Вышневолоцкую, Тихвинскую и Мариинскую системы каналов спроектировали еще в петровское время английские и голландские инженеры. Однако завершена была только первая из них, две другие системы были построены в царствование Павла I и Александра I, когда в России были созданы Департамент водяных коммуникаций и Корпус инженеров путей сообщения, при котором действовал институт.

Если говорить о Великом княжестве Финляндском, то при его сенате с 1816 г. работала дирекция очищения рек, главой которой стал выпускник упомянутого института Карл фон Розенкампф. Однако российская школа, основанная на голландском и испанском опыте строительства каналов, мало подходила для условий Финляндии. Поэтому когда в  1820-х гг. встал вопрос о строительстве Сайменского канала, Розенкампф пригласил для его проектирования шведа Нильса Эриксона. Ведь шведским инженерам удалось проложить Трольхеттанский канал в условиях перепадов высот по каменистому грунту. Но они не были первыми в Европе, кто сумел это сделать: учителем Эриксона был англичанин Томас Телфорд, создатель Каледонского канала, связавшего знаменитое озеро Лох-Несс с Северным морем. 

– Почему строительство Сайменского канала стало осуществимо только в середине XIX века?

– Тому есть и политические, и экономические, и технические причины. Власти Швеции не были готовы вкладываться в развитие глухой окраины на границе с Россией, да и строительство канала обошлось бы в значительную сумму. Обе попытки строительства канала (в 1490-х и 1600-х гг.) были предприняты по инициативе выборгских наместников, у которых не было ни инженеров, ни денег. Только в XIX в., с появлением технологии строительства каменных шлюзов и подъемных кранов на конной тяге, стало возможно построить столь сложное сооружение, как Сайменский канал.

– Кто строил канал? Откуда брали строителей? О какой численности идет речь? Правда ли, что на строительстве канала использовался труд заключенных?

– Рабочих, занятых на строительстве канала, можно разделить на круглогодичных и сезонных. Первые – это квалифицированные мастера: плотники, каменотесы, кузнецы, каменщики. Они были заняты на возведении шлюзов, буровзрывных работах и выкладывали камнем русло канала. Выемкой земли под строительство в теплое время года (примерно с мая по сентябрь) занимались вольнонаемные крестьяне-батраки со всей Финляндии. Общая численность рабочих достигала двух-трех тысяч человек. Также на работах принимали участие около трехсот осужденных за нетяжкие преступления вроде бродяжничества или краж – многие из них соглашались выполнять самую грязную и тяжелую работу (копать участки канала с заболоченной каменистой почвой) в расчете на досрочное освобождение и денежное вознаграждение.

– Сайменский канал – чей он? Финский? Российский? Российско-финский?

– Сайменский канал был построен под контролем инженерного ведомства Финляндии по проекту шведского инженера руками финских рабочих на финские деньги с личного одобрения Российского императора. Схема привлечения финансов была очень интересной: казначейство Финляндии выпустило ценные бумаги под 3,5% годовых, а затем полученные деньги положило в российский Коммерческий банк, где выплачивались 4% дохода по вкладу. 

Интересно, что автором схемы стал директор гимназии города Куопио Юхан Снелльман, известный критик политики казначея Ларса фон Гартмана. Снелльман считал, что канал сделает Финляндию одной из передовых европейских стран, «Францией наизнанку»: по его расчетам береговая линия Саймы была равна береговой линии побережья Франции. Хотя его газету и закрыли, публикация сделала свое дело: строительство канала стало «национальной идеей» финнов того времени

– Что дало строительство Сайменского канала Финляндии и Российской империи?

– Канал был нужен обеим странам. После его открытия в Финляндии, на берегах озера Сайма появился промышленный район с механизированными лесопилками, а затем и более сложным металлургическим производством. Более того, более доступными стали поездки в Финляндию для петербуржцев – Сайма стала местом туристическим. Например, известный философ Владимир Соловьев приезжал в пансионат «Рауха», не для отдыха, а для работы над своими трудами в тишине и покое.

Но и власти империи имели свои интересы: канал позволял организовать подвоз войск-подкреплений в Финляндию на случай высадки неприятеля. Более того, во второй половине XIX века среди финнов начали появляться русофобские настроения, и центральные власти опасались восстаний. 

– Есть ли у строительства Сайменского канала свои герои (инженеры, геологи, рабочие)?

– История канала богата на интересные персоналии. Перечисление всех причастных государственных деятелей, инженеров, купцов и мастеров займет не одну страницу. Но если говорить о героическом, то без него не обошлось. На завершающем этапе строительства работы велись в условиях Крымской войны. Английские эскадры совершали рейды на Балтике, обстреливали финские города. Однако канал нуждался в поставках извести из Таллинна и подвозе частей для шлюзовых механизмов из Або (Турку). Поэтому в 1853 г. грузовые суда совершали рейсы под конвоем российского флота. Власти России были готовы предоставить Финляндии помощь в трудную минуту в столь важном деле. Второй раз она потребовалось в 1856 г., когда для ускорения подготовки к пуску канала на работы прибыли шестьсот солдат.

– Что привело вас к занятиям историей строительства Сайменского канала?

– Мой интерес к истории Финляндии вырос из моего хобби – самостоятельного изучения финского языка. Поступив в Европейский университет в Санкт-Петербурге, я написал работу о Сайменском канале под руководством Алексея Викторовича Крайковского. Сюжет лежал на пересечении наших научных интересов – истории Финляндии и технологической истории. Первоначально я предполагал написать работу о железных дорогах в Финляндии, но потом я понял, что благодаря Сайменскому каналу Финляндия получила импульс развития. В пользу темы сыграла и доступность источников – часть из них хранится в выборгском архиве, часть – в архиве города Миккели.

– Изучали ли до вас в России историю строительства канала? Используете ли вы в своих исследованиях неопубликованные архивные материалы?

– Монографии, посвященной истории Сайменского канала, на русском языке пока не существует, а ни одно из финских исследований на русский не переводилось. Однако интерес к теме есть – в том числе в Выборге, где 2001 г. была проведена тематическая российско-финляндская конференция. Если говорить об архивных источниках, то я обращался к делопроизводственным материалам – переписке инженеров с органами власти России и Финляндии. 

– Как отмечается ныне в Финляндии 160-летие открытия Сайменского канала?

– Я не нашел информации в открытых источниках о каких-либо торжествах по поводу очередного юбилея пуска движения по каналу. Более «круглый» 150-летний юбилей в 2006 г. отмечали куда пышнее, с официальным приемом в министерстве путей сообщения Финляндии. Однако за два года, предшествующих этому юбилею, на финском языке опубликованы два серьезных исследования – это монография Сакари Аувинена о грузообороте по каналу в 1856-1917 гг. и работа Юркки Пааскоски под названием «В Выборг и по всему миру: История Сайменского канала» («Viipuriin ja maailmalle Saiman kanaavan historia»). Последняя, на мой взгляд, является монографией, интересной не только специалисту, но и массовому читателю, написанной литературным финским языком и снабжённой большим количеством иллюстраций. Финны отмечают годовщины исторических событий без пафоса, но с изяществом. Этому стоит у них поучиться, на мой взгляд.

Михаил Ефимов,  старший научный сотрудник Выборгского музея-заповедника

Фото Алены Головач

Читайте также