В Выборге проходит фестиваль «Органные вечера в Монрепо»
Звуки органа оглашают Усадебный дом имения Николаи. За современным электронным инструментом, звук каждой из труб которого записан с лучших образцов, являющихся мировым достоянием, – Юлия ГЛАЗКОВА, одна из самых титулованных органистов нашей страны.
Исполнительница – кандидат искусствоведения, доцент кафедры органа и клавесина Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова, лауреат многочисленных Всероссийских и международных конкурсов, обладатель премии Канадского международного конкурса органистов за лучшее исполнение произведений Иоганна Себастьяна Баха. Автор научной монографии и многих статей по истории органного искусства Юлия Глазкова знакомит слушателей с творчеством непревзойдённого гения, полифонические произведения которого на века опередили время.
– У нас целый проект с удивительной семьёй Павла и Юлии ГЛАЗКОВЫХ, – подчёркивает заместитель директора парка Монрепо Галина ЧЕРНЕЦКАЯ. – Оба учёные, эрудиты в рамках своей компетенции. У Павла просто бездонные знания о природе Ленинградской области, Юлия – органист и виртуоз, открывает цикл встреч концертом «Вселенная Бах».
Специалисты подчёркивают, что «король инструментов» – непременный атрибут католической и лютеранской культуры. А поскольку владельцы усадьбы были приверженцами этих религиозных направлений, то органная музыка и Монрепо связаны неразрывно.
– Неудивительно, что вся жизнь семьи Николаи была связана с органной музыкой, – подтверждает Юлия Глазкова. – Я решила начать знакомство посетителей Монрепо с музыкой Баха – величайшего лютеранского композитора, который почти всю жизнь служил церковным органистом и кантором, был очень верующим человеком. Вся его музыка проникнута христианскими идеями. Один факт из его биографии неизменно поражает слушателей: у Баха было 20 детей. Он был преданным семьянином и заботливым отцом.
Исполнительница напомнила, что все свои произведения немецкий композитор посвящал Богу, перед великим Бахом преклонялись современники. Но с каждым поколением творчество гения ценится всё дороже.
В исполнении Юлии Глазковой прозвучало несколько прелюдий и фуг, хоральные прелюдии, концерт ре минор в трёх частях.
– Задачей органиста было сыграть небольшое вступление, прежде чем община запоёт тот или иной хорал, чтобы напомнить: какой из них следует петь, напомнить мелодию и настроить на правильную тональность. Такие небольшие прелюдии должны были играть все органисты, но Бах превращает каждое такое вступление в самостоятельные маленькие жемчужины.
Поразительно, насколько современно звучит музыка, написанная в первой половине XVIII века. К примеру, хоральная прелюдия «Взываю к тебе, Господи!», известная по фильму Андрея Тарковского «Солярис».
– Её называют космическим саундтреком. Но если вспомнить фильм, то музыка звучит, когда герой, находящийся в космосе, вспоминает родной дом на Земле. Токката и фуга ре минор обычно ассоциируются с образом Баха в седом парике. На самом деле композитор сочинил её, когда ему было 20 лет. Эта музыка, которая у нас ассоциируется с размышлениями о мироздании и высоких материях, во времена Баха порицалась, прихожане жаловались на молодого кантора, который, по их мнению, пишет музыку слишком страстную, отвлекающую от мыслей о Боге и святости.
Ценителей органной музыки ожидают встреча «Музыка парижских соборов» 6 августа и 17 августа – «Бах и Вивальди.
Елена СТЕПАНОВА
Читать все статьи автора Елена Степанова
Читайте также
-
Следком Ленобласти защищал права граждан при расселения аварийных домов
-
В уходящем году в туротрасли самым успешным стал гостиничный сектор
-
«Бизнес-герои 47»: в Выборге подвели итоги конкурса креативных украшений
-
Рождество – всегда немного сказка
-
Юных подопечных КЦСОН «Выборг» сегодня поздравили и порадовали судебные приставы
-
Декабрьские вечера: Андрей Мартынов и вечер классики
