КРАЙ СОСЕН, ЕЛЕЙ И ОЗЕР

КРАЙ СОСЕН, ЕЛЕЙ И ОЗЕР
947
КРАЙ СОСЕН, ЕЛЕЙ И ОЗЕР

С семнадцатого века…

В атласе известного шведского королевского землемера Эрика Нильсона Аспегрена, который в 1643-1645 годах составлял подробные карты местности и населённых пунктов Карельского перешейка, находившихся в подданстве у Швеции, Халила изображена в составе прихода Уусикиркко (пос. Поляны), уже как большой хутор, состоявший из десятков отдельных крестьянских хозяйств. 

После вхождения Карельского перешейка в состав Российской империи карелы стали активно приобщаться к заведению домашнего скота и занятию сельским хозяйством, расширяя пахотные угодья, чему способствовала плодородная почва. Например, из-вестно, что среди сельскохозяйственных культур на перешейке в XIX веке большой популярностью пользовалось выращивание гречихи.

Рост Халилы, как и многих других населённых пунктов Карельского перешейка, прекратился после щедрой раздачи российскими императорами вокруг расположенных «курортных» земель под поместья за определённые заслуги своим подданным.

Новая страница в жизни посёлка была открыта в 1889 году после строительства на его территории первого в царской России государственного санатория для лёгочных больных «Халила».     

Старейший на Северо-Западе России

Рассказывает главный врач санатория Евгений ДЗЮБА:

– Санаторий, получивший одноимённое с посёлком название Халила,  основан 1 июля 1889 года по распоряжению императора Александра III. Так случилось, что члены царской семьи были склонны к лёгочным заболеваниям, в том числе туберкулёзу. Туберкулёзом часто заболевали и представители высшего сословия. Царь выступил в качестве мецената, приобрёл здесь землю в размере 500 гектаров за 100 тысяч рублей золотом. На этой территории, помимо построек и лечебных корпусов, находились земли сельскохозяйственного назначения. Санаторий обеспечивал себя продуктами питания самостоятельно. Возглавил тогда лечебное учреждение ассистент немецкого доктора Коха, первым выявившего туберкулёзную палочку, статский советник Иван Григорьевич Габрилович. Главным врачом санатория он работал 25 лет. Его клиника считалась показательной, множество студентов и медиков приезжало сюда для обретения опыта. После 1917 года он эмигрировал во  Францию.

Туберкулёзная клиника никогда не меняла своего профиля. В 1945 году посёлок и одноимённый с ним санаторий были переименованы в Сосновый Бор. Местность действительно соответствовала своему названию. Главный корпус санатория сохранился с 1916 года. Всего здесь было около 100 зданий и сооружений различного назначения, в том числе хозяйственного. Старейший на Северо-Западе туберкулёзный санаторий с 1995 года является памятником архитектуры, занимает сегодня территорию 84 гектара, находящихся под охраной государства. 

Евгений Дзюба работает здесь с 1983 года, на должности главврача – с 1986 года. Тогда санаторий мог принимать на лечение и реабилитацию одновременно до 300 пациентов. 

В настоящее время санаторий в качестве юридического лица зарегистрирован в Санкт-Петербурге. По штату в учреждении 163 единицы обслуживающего персонала, но фактически работает 94 человека. Количество коек в настоящее время 125. Из двух лечебных корпусов функционирует один. Другой на капитальном ремонте. В каждой палате свои индивидуальные туалет и душевая, палаты очень удобные, рассчитаны на 2-3 человека. В общем, условия прекрасные.

Заболеваемость туберкулёзом на Северо-Западе по прежнему высока, – рассказывает Евгений Григорьевич, – Пациенты, прошедшие лечение в стационарах и диспансерах Санкт-Петербурга, направляются на реабилитацию в наш санаторий. Мы проводим курс лечения химиотерапией, терапевтические процедуры, контролируем состояние здоровья пациентов через рентгеновский кабинет. Процесс реабилитации занимает от одного месяца до четырех. Принимаем также контактных пациентов – тех, кто проживал в семьях, где есть заболевшие, и относящихся к группе риска. Для них мы проводим профилактический курс химиотерапии.

Мы живём и работаем в автономном режиме. Свои источники электричества, водоснабжения, своя канализация, отопление, банно-прачечный комбинат, пищеблок. В состав санатория сегодня входит 15 зданий и сооружений.

Как правило, помимо туберкулёза у пациентов имеется много сопутствующих заболеваний. Поэтому у нас  свои диетврач, стоматолог, физиотерапевты. 

Климатические условия прекрасные, мы находимся на высоте 60-90 метров над уровнем моря, влажность минимальная, хвойный лес, а значит – фитонциды, благотворно влияющие на заживление легочной ткани. 

Сейчас санаторий – чисто бюджетное учреждение, финансируемое правительством Санкт-Петербурга. Никаких платных услуг здесь не предусмотрено, так как туберкулёз это все-таки социальное заболевание. На содержание одного пациента в сутки выделяется около 1000 рублей, в которые входит и питание, и медикаментозное обеспечение, и заработная плата персонала. 

До 1995 года санаторий владел и собственным подсобным хозяйством с крупным и мелким рогатым скотом, пахотными землями для выращивания овощных культур. Более того, были даже излишки продуктов, которые вывозили на продажу в Петербург. Увы, постперестроечный период внёс свои коррективы: хозяйство было передано фармацевтической компании, которая на этих землях выращивала календулу и валерьяну для изготовления лекарственных препаратов.

Сосновый Бор сегодня

По словам старосты посёлка Юрия  БРЮХОВЕЦКОГО, местные власти никогда не разделяли  посёлок и  санаторий:

Без санатория нет посёлка Сосновый Бор. Он по сей день является фактически градообразующим, если можно так выразиться, предприятием. Вся жизнь Соснового Бора, вся его жизнедеятельность самым тесным образом связана с деятельностью санатория. Если раньше территория непосредственно посёлка составляла 358 гектаров, то сейчас – 58. Это вся центральная часть санатория. За чертой учреждения местных жителей проживает сегодня не много, и в основном это садоводы и владельцы коттеджей. Некоторые из них здесь осели, получили прописку, остальные же – петербуржцы, приезжающие сюда на отдых. Численность  вместе с приезжими – около 450-500 человек. 

Людей для работы в санатории сегодня не хватает, с жильём у нас туго. Некоторые сотрудники живут в Петербурге. Нет в посёлке школы и детсада. Школьников (их 25-30) специальный автобус возит в посёлок Поляны. Есть у нас свои очистные сооружения, имеется скважина, из которой мы берём воду. Взамен устаревшей дореволюционной она была построена в 1964 году, глубина её 60 метров. Своя котельная отапливает и санаторий, и единственный в посёлке 100-квартирный блочный дом, построенный для обслуживающего персонала санатория и местных госслужащих  ещё в 1981 году.  

Есть в Сосновом Бору и свои известные достопримечательности. Одна из них – храм св. Александра Невского, построенный ещё в 1905 году собственно для санатория, перед главным его корпусом. Перестроен он был в каменный после пожара в 1907 году. Церковь является одной из немногих, благополучно уцелевших в советский период в Выборгском районе. Правда, во времена борьбы с религией в этих стенах долгое время располагались местный клуб и продовольственный магазин. В 1994 году храм был передан в ведение прихода. После реставрации в 2007 году здесь по субботам проводит службу настоятель отец Сергий – преподаватель духовной академии Санкт-Петербурга.  

Храм, зоопарк и сыроварня 

Другая достопримечательность Соснового Бора – загородное хозяйство Санкт-Петербургского подворья Оптиной пустыни. Первые паломники прибыли сюда для постройки скита в 1999 году. И за последние полтора десятка лет местность преобразилась.

Сегодня на месте заброшенного пустыря на берегу озера Краснофлотского на каменном цоколе возвышается храм во имя Амвросия Оптинского. Примечательно, что в нём имеется особое помещение для принятия таинства крещения. Рядом построены гостиница для приезжих, художественная мас-терская, свечная и столярная мастерские,  имеется пасека, трапезная, фруктовый сад, деревянная часовенка, оранжерея, сыроварня, домики для местного персонала.

Прославилось же монастырское хозяйство своим необычным зоопарком. На местной животноводческой ферме помимо кур, коз, овец и  даже енотов, содержатся такие экзотические представители фауны, как африканские страусы, прекрасно приспособившиеся к местным климатическим условиям. 

Сегодня всё обширное хозяйство обслуживают лишь три монаха и один послушник. Ежегодно многочисленные туристические группы посещают Оптинское подворье с экскурсией. В обозримом будущем здесь планируется создание  мужского монастыря.

 Александр ТЮМЕНИН

Читайте также