Наш солнечный космический апрель
Солнце било в окно, в лужах стояло небо, и отчаянно гомонили на улицах птицы. Директор прямо с порога крикнул: «Дети! Человек полетел в космос!»... Все на минуту замерли, а длинный Витька с последней парты кинул к потолку учебник географии и радостно завопил: «Ура! Наши на Луне!». ...И не было у четвероклассника Витьки сомнений в том, что это обязательно – наш, и обязательно – на Луну.
...Люди высыпали на улицу, смеялись, обнимали друг друга, пели – в наш город вошел праздник. С особой нагрузкой работал в эти дни телеграф: сотни выборжцев отправляли телеграммы Юрию Гагарину, желая ему счастливого возвращения. В этих телеграммах были любовь и признательность, и радость, и ни с чем не сравнимое счастье. От имени всех матерей выборжанки Мельникова, Грубченко и Захарова благодарили женщину с простым русским именем, вырастившую такого сына.
Один из апрельских номеров нашей газеты полностью был посвящен откликам выборжцев на полет Юрия Алексеевича Гагарина. Но ни два, ни три газетных номера не смогли бы вместить все письма, которые пришли тогда в редакцию. Оказалось вдруг, что в нашем городе живут сплошь поэты: стихи приносили и школьники, и пожилые люди, и матери.
«В нашей стране родилась новая специальность – пилот-космонавт», – писал бригадир Лесогорского завода искусственного волокна И. Волков. Именно так: «пилот-космонавт» вместо ставшего сегодня таким привычным «летчик-космонавт». Тогда многие понятия впервые входили в нашу жизнь, и у всех на устах были эти слова: космос, «Восток», Гагарин... О своей готовности достойно ответить на выдающееся событие в жизни страны в газету писали помощник мастера сетевязальной фабрики Н. Берникова и рабочая Н. Пономарева, машинист Выборгского карьероуправления А. Ребров и преподаватель А. Ачкинази, электромонтер А. Тиничев и помощник машиниста И. Рощин.
Необычно началась очередная сессия городского Совета. Было решено одну из центральных улиц города, Трамвайную, переименовать в улицу Юрия Гагарина. Не было еще тогда здесь ни новой школы, ни многоэтажных жилых домов, ни магазинов, ни почты…
Двенадцатого апреля 1961 года в нашем роддоме на свет появились четверо мальчишек. Какая мать не дала бы своему сыну, родившемуся в тот день, имя Гагарина? И в жизнь отправились Юрий Титов, Юрий Данилов, Юрий Новиков и Юрий Дулько.
Память хранит все приметы того апрельского дня. И пусть вспомнят их люди, которые будут праздновать День космонавтики через двадцать, тридцать лет. Пусть знают они, как собрались выборжцы на Красной площади и слушали голос первого космонавта. Как электромонтер телефонной станции, комсомолец Роберт Максимов сказал тогда нашему корреспонденту: «Как счастливы те, кто сейчас на Внуковском аэродроме и могут пожать руку герою». Тогда никто еще не знал, что скоро и нам представится эта счастливая возможность: тридцатого июня мы встречали Юрия Алексеевича в Выборге, дарили ему цветы и искали самые теплые, самые нужные, самые точные слова, чтобы сказать ему о том, что все мы пережили.
Этот день был двадцать лет назад. Как хорошо, что он был…
Ирина КОНДРАТЬЕВА, «Выборгский коммунист», 11 апреля 1981 г.