Заведующую библиотекой на станции Выборг знали все
Лидию Алексеевну Верболоз на железнодорожной станции Выборг в свое время знал практически каждый. Она заведовала технической библиотекой и много лет была внештатным корреспондентом газеты «Выборгский коммунист». Работала в общественной приемной редакции, встречалась с читателями, помогала им в решении насущных проблем. И конечно, много писала в газету.
В 1982 году на страницах ВК появилась статья Лидии Верболоз «Поезд ведёт машинист». Это фактически рассказ об одном рабочем дне локомотивных бригад, начинавшемся с медосмотра и комнаты дежурного по депо, где они получали маршрутный лист. В тот день маршрутный лист получили 42 бригады грузовых поездов, маневренных локомотивов и пассажирских дизель-поездов. Этот день расписан автором статьи, как говорится, от и до. Речь шла о самых разных тружениках железнодорожного узла. Не забыты были и династии: Елисеевы, Трухины, Баскаковы...
Она была доброжелательным, открытым и деятельным человеком – человеком с большим сердцем, как написали и о самой Лидии Алексеевне тогда в газете. Она много рассказывала читателям газеты и о самой библиотеке, и о тех, кто ходит в нее. «Выборгские железнодорожники крепко сдружились с книгой» – писала Верболоз, и это действительно было так. Книги и журналы помогали им добиваться успехов на производстве, расширять кругозор, заполнять часы отдыха. Более 2000 работников и членов их семей были читателями этой библиотеки, общий книжный фонд которой насчитывал свыше 30 тысяч экземпляров, и это в 1967 году!
Библиотеки-передвижки обслуживали железнодорожников самых отдаленных станций: Ояярви, Пруды, Попово, Лужайка. Многие пользовались коллективными абонементами и им доставляли заказные книги прямо на место. Постоянными посетителями библиотеки были железнодорожники, которые заочно учились в институтах и техникумах. Для удовлетворения их заявок часто использовали межбиблиотечные абонементы, выписывали книги из других библиотек ОЖД.
Среди читателей было много учеников школы рабочей молодёжи, которая находилась в том же здании, что и библиотека.
26 июня 1944 года, через несколько дней после взятия, в город прибыла группа железнодорожников. А.Д. Носова назначили начальником депо. В.И. Некрасов, который участвовал в партизанском движении на новгородчине и после ранения был переправлен на большую землю, стал путейцем. Н.В. Яблочкин, Н.Н. Иванов, М.В. Севрюгина, А.К. Семёнова и многие другие трудились на разных должностях в депо и восстанавливали депо и город по кирпичику, создавая ремонтную базу для паровозов.
Вот первые строки из статьи Лидии Алексеевны: «В 1944 году в городе ещё не было кинотеатров, клубов, улицы лежали в развалинах. Но 7 ноября открылась городская библиотека. Она была первой ласточкой мирной жизни. Железнодорожный узел тоже не мог обойтись без своей библиотеки специальной литературы. И она была скомплектована и открыта 27 ноября 1944 года. А читателями стали все те же люди, прибывшие на работу и восстановление станции и города – железнодорожники различных профессий.»
В 1946 году библиотека уже насчитывала 284 читателя, книговыдача составила 4178 экземпляров. Основная задача заключалась в том, чтобы активнее помогать молодым, вновь пришедшим на транспорт работникам осваивать передовые методы и опыт. Лидия Васильевна рассказывала и о своих коллегах. Так, библиотекарь Н.Д. Виноградова поступила на заочное отделение Ленинградского библиотечного техникума – нужно было повышать свой профессиональный уровень. Были созданы библиотечные советы и стали применяться новые формы массовой работы с читателями. Устраивались выставки новых книг на различные темы. На читательских конференциях обсуждали новинки специальной литературы, посвященной передовым методам. Все массовые мероприятия были в основном направленны на главную задачу – помочь производству. Были активные помощники по пропаганде книг, в их числе машинист-инструктор А.Г. Чагов, В.Г. Левченко, машинисты А.И. Дубайлов и сам начальник депо А.Д. Носов.
Рос коллектив, росли его потенциальные возможности, увеличивалось количество читателей. В 1950 году в библиотеке их было уже 410. Всё это успешно помогало справляться со всеми плановыми заданиями по перевозке народнохозяйственных грузов, ремонту локомотивов. Проводились соревнования по различным видам спорта: хоккей, футбол, лыжи, настольный теннис, волейбол и т. д. Ведь в ведении узла был стадион «Локомотив», спортзал на улице Вокзальной и, конечно же, наша любимая школа номер 37, где учились дети всё тех же железнодорожников.
До середины пятидесятых годов существовал и успешно работал клуб железнодорожников, где был кинотеатр и различные клубы по интересам. Приезжали знаменитые артисты, например Марк Бернес. А в 1950 году на выделенные средства ЦК профсоюза был прислан комплект новых духовых инструментов. Участие в оркестре приняли около 30 человек, мастер механического цеха Егоров, машинист паровоза Бондаренко, слесарь Браварский. Активно действовал в клубе и народный театр. Инициативно, творчески работали и отдыхали труженики Выборгского железнодорожного узла на всех участках. Неоднократно присуждались первые места по Октябрьской дороге: дистанции пути, дистанции сигнализации и связи, станции Выборг, вагонному депо.
Люди, первыми прибывшие на работу на станцию Выборг, были примером для тех, кто приходил позже. А библиотека была верным помощником новичкам и ветеранам в их начинаниях. И мы не должны никогда забывать об этих людях, восстановивших депо, Выборг и всю нашу большую и великую страну.
Александр БАСКАКОВ, краевед, потомственный железнодорожник
Читайте также
-
Все домашние собаки должны быть зарегистрированы
-
Областные депутаты встали на сторону СНТ, которым «не положена» догазификация
-
Жители двух домов в Каменногорске страдают от недоделок строителей
-
После майских праздников у ВСЗ транспорт пустят по мосту-времянке
-
Летом некоторые объекты теплоснабжения Выборгского района встанут на ремонт
-
Выборжцы представят Ленобласть на национальном этапе чемпионата «Абилимпикс»