Как защитить детей от кибертерроризма. Советы специалистов

Как защитить детей от кибертерроризма. Советы специалистов
580
Как защитить детей от кибертерроризма. Советы специалистов

22 марта в Подмосковье произошел чудовищный теракт, который потряс своей жестокостью всю Россию. Страна ещё не отошла от острой боли, которую принесла гибель ни в чем неповинных людей, как обострилась другая проблема. Экстремисты начали бомбить сообщениями в мессенджерах и соцсетях детей и подростков с предложением совершить теракт.

Алгоритм сообщений примерно одинаковый. Злоумышленники начинают ничего не значащий разговор, затем дают знать абоненту, что им известно его местонахождение, предлагают совершить теракт на объекте, который находится рядом с его домом, сразу обещают значительную сумму. Когда человек отказывается, угрожают его убить или расправиться с его близкими. В прессе уже появились советы специалистов, как поступать в таких ситуациях. В первую очередь, прекратить общение, сделать скриншот переписки и заблокировать звонившего. Затем сообщить о происшествии родителям или другим взрослым, чтобы они позвонили по телефонам 102 или 112. Подростки могут позвонить в соответствующие службы самостоятельно. Важно дать детям знать, что их не накажут за такую переписку, наоборот, сообщая о ней, они помогают выявить злоумышленников. Важно также, чтобы родители заранее сообщили подростку, что нужно делать, если такая ситуация возникнет.

Большинство детей, получивших эти сообщения, отказались от предложений, но известны и другие случаи. Как бороться с экстремизмом в информационной сфере? Как сделать, чтобы проявления нигилизма, свойственные юным в определенном возрасте, не привели к шагам, которые могут разрушить жизнь? Об этих и других проблемах профилактики экстремизма в молодежной среде шла речь на Круглом столе в Доме дружбы Ленинградской области, в котором приняли участие специалисты из разных сфер. В одном из своих выступлений президент России Владимир ПУТИН призывал не допускать вовлечения людей, особенно молодых, в противозаконную государственную деятельность. Сегодняшняя реальность такова, что в этом процессе должны принимать участие и родители, и школьные учителя, и преподаватели высшей школы, и различные государственные структуры. Меры, способные повысить иммунитет молодежи к явлениям экстремизма, должны носить превентивный, предупреждающий характер.

Директор Центра военно-патриотического воспитания «Авангард» Юлия ДМИТРИЕВА рассказала, что в Ленинградской области создан проект «Территория БезОпасности». Его задача – разъяснять молодым, как распространяются в сети негативные модели поведения, как они влияют на психику и как от них защититься. В рамках этого проекта создаются 40-минутные информационные фильмы, доступные на сайте киберстандарт.рф. Затрагиваемые в фильмах темы освещают разные аспекты кибербезопасности. Что такое мягкая сила, к чему приводит клиповое мышление, как контент становится инструментом социального инжиниринга, как связаны сетевые революции и инфантилизм, как победить вирус цифрового фашизма, антитеррор и другие. Информация подаётся познавательно и интересно, фильмы и другие материалы сайта рекомендуются не только подросткам и их родителям, но также всем взрослым для понимания того, что происходит сегодня в киберсреде.  

Дмитриева подчеркнула, что формирование экспертного сообщества в этой сфере очень важно, потому что противник все время совершенствует методы воздействия. Подтверждением этому стали несколько докладов, подготовленных специалистами Центра мониторинга и профилактики девиантного поведения Санкт-Петербургского государственного морского технического университета. В центре занимаются подготовкой специалистов в области антитеррористической защищенности объектов критически важных структур и социальных объектов – школ, вузов, поликлиник, больниц, а также работают в сфере противодействия распространения идеологии терроризма и экстремизма.

Директор центра Игорь ГАРИН охарактеризовал ситуацию в киберпространстве для нашей страны как непростую. Это связано с размерами территорий, многонациональностью, многоконфессиональностью и трудовой миграцией.

– Деструктивное воздействие на нашу страну идет постоянно по разным направлениям, начиная от военных угроз, заканчивая киберпространством. А именно там, в интернете, наши дети проводят много свободного времени, – сказал эксперт. 

Игорь Гарин привел цитату из выступления Екатерины Мизулиной: 74 млн российских аккаунтов находятся под влиянием деструктивного контента, из них 14 млн принадлежат детям и подросткам. Под деструктивным понимается в том числе контент, воспитывающий негативное отношение к государственной системе, способствующий её расшатыванию.

– Американцы создали киберструктуру, работающую на всех языках, которая учитывает этнические и религиозные особенности каждой страны. Эти противоречия являются основными факторами экстремизма, – подчеркнул Игорь Гарин. – Руководствуясь принципом «разделяй и властвуй», англосаксы пытаются обеспечить контроль в глобальном аспекте.

В России также создана работающая в киберпространстве инфраструктура, альтернативная западным. Хотя объективно мы ещё отстаем в этом плане, результаты её работы уже видны хотя бы по количеству разоблаченных фейков и закрытых вредоносных информационных каналов. При этом нельзя забывать о важности профилактических мер, влияющих на ситуацию в глобальном плане. Это базовые методы: образование, просвещение, контрпропаганда, цензура информационной среды, миграционная политика.

По мнению большинства специалистов, заметил Гарин, основополагающим методом профилактики экстремизма является образование, состоящее из двух компонентов – обучения и воспитания. Общеизвестно, что воспитание начинается в семье, но также оно должно стать частью образовательной системы как в средней, так и в высшей школе. Обучение происходит на основе учебной литературы и других информационных ресурсов, а воспитание – на базе традиционных, исторически сложившихся духовно-нравственных ценностей. Если эти компоненты качественные и правильно ориентированные, образование формирует когнитивную систему координат, базовый фактор взаимодействия с внешней средой.

Игорь Гарин подчеркнул, что эти постулаты являются частью закона об образовании РФ. Однако, когда высшее образование в значительной степени является коммерческим, а в школах делают упор исключительно на подготовку к ЕГЭ, то сложно говорить о воспитании в детях патриотизма и критического отношения к поступающей от «партнеров» негативной информации. Особенно, когда подросток не обладает сложившейся когнитивной системой координат: что такое хорошо, а что такое плохо. Поэтому так важно появление таких молодежных организаций, как «Движение первых», «Юнармия», «Кадетское движение», волонтерских организаций и других.

Доктор политических наук Анна СОСНОВСКАЯ рассказала о нескольких проектах, реализованных в молодежной среде. В частности, в одном из них, посвященном 350-летию Петра Первого, участвовали школьники и студенты. 20 серий видеоконтента были посвящены деятельности Петра и культурному наследию Санкт-Петербурга. Проект стал лауреатом и обладателем приза «Общества друзей Петербурга» в рамках межрегионального фестиваля «Миссия – сохранить».

Мы провели опрос среди участников проекта, 10-летних школьников, чтобы понять, насколько вырос интерес к культурному наследию до и после реализации проекта, – рассказала Сосновская. – Результаты поразили: школьники подписались на новости группы «Друзья в Петербурге», сделали презентации, то есть всячески продемонстрировали, что им интересна тематика городского культурного наследия.

Часто говорят об отсутствии стержня идентичности у современной молодежи, – продолжила Сосновская. – Наши наблюдения позволяют сделать вывод о том, что дети хорошо воспринимают стержень, связанный с локальной идентичностью. Например, подростки, живущие в Купчино, легко вовлекаются в местные дела под неформальным лозунгом: Купчино – столица мира. Вторая идентичность связана с экологией. Студенты Академии госслужбы, где я работаю, активно занимаются сбором смешанного мусора, который сложно поддается сортировке. Вот, как минимум, два направления, которые помогут подрастающему поколению определить свою идентичность.

Игорь Гарин вспомнил старую поговорку: не нужны армии, чтобы победить врага, надо взять на воспитание его детей. Поскольку наши дети находятся во враждебном, зачастую, киберпространстве, задача взрослых – воспитать в них критическое отношение к потоку льющейся оттуда негативной информации. Иначе кто-то из них поддастся на шантаж и пойдёт взрывать трансформаторную будку.

Ольга РОГОЗИНА

Читать все статьи автора Ольга Рогозина

Читайте также