ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. НАМЕСТНИКИ

ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. НАМЕСТНИКИ
2457
ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. НАМЕСТНИКИ

Не каждый читатель с легкостью сможет ответить, что отличает уникальный для нашей страны Выборгский замок от многочисленных российских крепостей. Сходство крепости и замка очевидно: в обоих случаях речь идет о мощном фортификационном сооружении с оборонительными стенами, боевыми ходами и высокими башнями. В чем же отличие? Все просто. Замок – это резиденция правителя окрестных земель, замкового наместника, его укрепленный дворец. Жилая функция для замка является первостепенной.  

 В конце XIII в. Шведское королевство было поделено на феодальные области – лены. Центром каждого лена стал замок, откуда королевские наместники управляли областью, следили за соблюдением порядка и законов, собирали налоги, оставляя себе часть казенных поступлений. Кроме того, именно наместник именем короля чинил суд над жителями замковой территории. Наместников король назначал своим личным указом, и со смертью правителя замка лен нередко вновь поступал в королевскую казну. Иногда замковый лен оставался во владении одной семьи на протяжении нескольких поколений, но не потому, что должность наместника можно было унаследовать – каждый новый наместник и в этом случае назначался королем.

Наместниками замков были представители самых знатных родов Швеции. Должность наместника удаленного от Стокгольма богатого Выборгского замка была весьма выгодной. Дело в том, что пограничные лены были самыми доходными и, кроме того, они давали наместникам исключительно важное преимущество – почти полную независимость.

Увы, о первых замковых наместниках мы до сих пор очень мало знаем. Документы тех далеких времен слишком мало сообщают о статусе правителя и его полномочиях. А не имея этих сведений невозможно определить, идет ли в них речь о наместнике или же о фогте – управителе замка, коменданте замкового гарнизона.

Примером такой путаницы может служить казус, который вышел с русским переводом рифмованной «Хроники Эрика» (1320-е гг.) – старейшего шведского литературного памятника, в котором содержится глава об основании Выборгского замка. В этой части «Хроники» говорится, что после основания замка «был там оставлен для управленья сильный наместник, он славился рвением. Перед язычником он не робел…». К этим строкам известный медиевист Аделаида Сванидзе сделала комментарий: «имя первого коменданта неизвестно». Комментарий совершенно справедлив, поскольку именно фогта («foghota»), т.е. коменданта, а вовсе не наместника упоминает автор хроники, и «наместник» здесь – просто ошибка перевода. Наместник у Выборгского замка появился значительно позже, когда сложились границы замковых ленных владений.

Впрочем, уже первый известный нам по имени фогт Выборгского замка сумел предъявить двору претензии на владение окрестными землями. Звали его Эффлерус Ингельссон. В 1318 г. этот Эффлерус, после свержения и изгнания из страны короля Биргера, отказался безвозмездно уступать замок новому королю Магнусу и потребовал огромный денежный выкуп. Выборг тогда оказался единственным местом во всем Шведском королевстве, где не признали дворцовый переворот. 

Но, какими бы широкими ни были полномочия фогтов, первые правители Выборгского замка не были еще хозяевами обширных замковых земель. Наместник у замка появляется только в 1340 г. Этот был Дан Никлассон, получивший прозвище «capitaneus Finlandiae»: ему, помимо Выборга, принадлежали замки Або и Тавастехус. 

В 1357-1370 гг. наместниками Выборгского замка были представители семьи Бельке, цвет шведской аристократии. Эти рачительные правители стали переводить «служебные» земли в частную собственность, присваивая себе усадьбы на Карельском перешейке. Пришедший в 1371 г. на смену представителям рода Бельке в должности выборгского наместника Бу Йонссон Грип и вовсе не церемонился с казенными землями. Богатства королевского советника Грипа были так велики, что король Альбрехт Мекленбургский полностью финансово зависел от своего первого слуги. Бу Йонсону была подвластна значительная часть Швеции и вся Финляндия, превратившаяся в это время в «государство в государстве». Бу Йонссона Грипа до сих пор считают самым богатым человеком в шведской истории. В принадлежавшем ему Выборгском замке Бу Йонссон побывал лишь однажды.

В отличие от Грипа, наместник в 1417-1441 гг. Кристер Нильссон Васа, прадед короля Густава I, жил в Выборгском замке почти постоянно и даже отказался перебраться в Стокгольм, когда был избран регентом королевства – дротсом. Этот воинственный правитель смог добиться для Выборга разрешения на ведение международной торговли. Все годы своего правления он вел торговые войны: захватывал купеческие корабли, держал в главной башне замка арестованных таллиннских купцов, заключал сделки то с Ганзой, то с Новгородом и так преуспел в этих баталиях, что выборгские бургомистры взбунтовались. Они написали письмо ратманам (членам городской ратуши) Таллинна о том, что хотят мира и не согласны с деятельностью наместника.

Главным политическим противником Кристера Нильссона был Карл Кнутссон Бунде, ставший наместником Выборгского замка в 1442 г. О нем мы уже недавно рассказывали. Добавим к уже рассказанному, что избрание Карла Кнутссона королем Швеции в 1448 г. вовсе не означало, что он перестал быть выборгским наместником. Девять лет, пока Бунде был королем, от его имени замком и леном правили фогты. Когда в 1457 г. Карлу Кнутссону пришлось бежать из страны, новый король Кристиан I назначил наместником Выборга Эрика Аксельссона Тотта. Тотт прибыл в свои новые владения с флотом и армией, поскольку преданные Карлу Кнутссону фогты отказались признавать его власть. Впервые в истории Выборгский замок подвергся осаде своего же шведского войска. Впрочем, умелому воину Эрику Аксельссону хватило трех дней, чтобы одержать победу. 

В числе выборгских наместников Эрик Аксельссон Тотт – одна из самых значительных фигур. Датчанин, выпускник Падуанского университета, он, как никто другой, заботился об обороне границ королевства. Именно при нем была возведена оборонительная стена с башнями, опоясавшая город. В 1481 г. этот властный и амбициозный человек, не раз предававший своих недавних покровителей, скончался в Выборге, и замок на два года перешел под власть его младшего брата Ивара. 

Эрик Аксельссон стремился стать королем Швеции, но так и не смог этого добиться. Не смог достичь королевской власти и Стен Стуре-старший, ставший наместником Выборга в 1483 г. Выдающийся шведский политик, боровшийся за независимость Швеции от Дании, основатель Уппсальского университета, в истории Выборга Стен Стуре памятен в связи с самой мощной русской осадой города в средние века. Это он был правителем Выборгского лена, когда в 1495 г. войска Ивана III попытались овладеть Выборгом, и только благодаря решительным действиям фогта Кнута Поссе город выдержал осаду. 

«Самым одаренным и авторитетным» из числа выборгских наместников историк Й. Руут считал Эрика Турессона Бельке. Этот мудрый политик с 1499 по 1511 гг. полностью контролировал внешнеполитические отношения Швеции с Русью, сделав Выборг процветающим торговым городом. После смерти Эрика Турессона его вдова Гунилла на два года стала единоличной хозяйкой замка – единственной в его истории наместницей.

Со вступлением на трон короля Густава I Васа власть замковых наместников все более ограничивается волей монарха. Последним выборгским наместником, смевшим возражать королю, был шурин короля Густава немецкий граф Юхан фон Хойя, на короткий период вернувший Выборгскому замку придворный блеск эпохи Карла Кнутссона Бунде. Граф фон Хойя, окруженный огромной свитой, вместо того, чтобы заниматься укреплением замка, как того требовал король, жил здесь в праздности и веселье, устраивая бесконечные балы и турниры. Густав долго мирился с этим, но когда граф Юхан в 1534 г. оказался замешанным в заговоре с его врагами, король отправил к Выборгу войска. Фон Хойя пришлось бежать в Любек. После этого шведские короли уже не позволяли замковым наместникам вести независимую политику и жестко их контролировали. А в 1634 г. в результате административной реформы институт наместничества в Швеции и вовсе был отменен. Замками стали управлять губернаторы.

Юлия МОШНИК, учёный секретарь Выборгского музея-заповедника

Читайте также