ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. ЛЕЗЕДОВ

ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. ЛЕЗЕДОВ
1958
ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. ЛЕЗЕДОВ

В сентябре 1856 г. Выборгский замок постигла настоящая катастрофа: пожар уничтожил купол и межэтажные перекрытия башни св. Олафа, а главный замковый корпус превратил в руины. Тридцать с лишним лет после этого замок неумолимо разрушался. Финляндские политики и деятели культуры неоднократно пытались за эти годы спасти замок. Но лишь в 1888 г. был получен вердикт российского императора Александра III: «Поддерживать должный порядок в замке, прославившем русское оружие, надлежит только военным, так как он является объектом военным и находится под попечительством военного ведомства». Задача по восстановлению замка возлагалась на Выборгское крепостное инженерное управление, при котором был сформирован Ремонтный комитет. Первым руководителем этого комитета стал капитан Э.-В. фон Лезедов. Именно этому человеку Выборгский замок во многом обязан своим современным обликом и, больше того, тем, что замок сохранился до сегодняшнего дня.

Эрнест-Вильгельм фон Лезедов родился 16 июня 1850 г. в Брест-Литовске. Его родителями были Карл Петер Август фон Лезедов (1810–1892), военный врач и действительный статский советник, называвшийся на русской службе Карлом Ивановичем, и его супруга Луиза Паулина (1818–1892), урожденная фон Бреверн. Остзейские немцы, Лезедовы были в родстве с влиятельными семействами Выборга: фон Ренненкампфами, фон Валями и фон Денами. У Эрнеста-Вильгельма было два младших брата, Карл-Николай (1852–1927) и Евгений (1854–1918). Карл-Николай дослужился до чина генерал-лейтенанта и закончил свою военную карьеру в апреле революционного 1917 года инспектором артиллерии 15-го армейского корпуса. Евгений работал горным инженером в Пермской губернии, но один из его сыновей, Георгий, продолжил военные традиции семьи и воевал в 1918-1919 гг. в белых войсках Северной области. 

Всю свою жизнь Эрнест-Вильгельм посвятил армейской службе, точнее – инженерным войскам. Он обучался в Михайловском военном училище, затем в Николаевском инженерном училище и Николаевской инженерной академии. Участник Русско-турецкой войны 1877–1878 гг., награжденный за храбрость орденом Св. Анны 4-й степени, в 1883 г. он получил чин капитана. К концу 1880-х гг. он уже кавалер орденов Св. Станислава и Св. Анны 2-й степени. В 1888 г. Лезедов выполняет первый большой архитектурный проект для Выборга: он готовит чертеж реконструкции Спасо-Преображенского собора. По проекту Лезедова был расширен алтарь собора, возведены двухэтажные пристройки к нижнему ярусу соборной колокольни (для размещения архива духовного правления, сторожки и хранилища), а лицевой фасад звонницы украсили стройные полуколонны дорического ордера.

14 декабря 1889 г. Эрнест-Вильгельм фон Лезедов был назначен на должность председателя Ремонтного комитета при Инженерном управлении Выборгской крепости. Лезедов пробудет на этом посту до ноября 1893 г. За это время, в 1891 г., его произведут в подполковники, а полковником он станет в 1895 г. Непосредственным руководителем Лезедова был начальник крепостного Инженерного управления генерал-майор А.Н. Рыдзевский, который  своей подписью визировал все проектные чертежи Ремонтного комитета.

На «исправление Выборгского шлосса», а также «перестройку складов артиллерийского имущества… и приспособление гражданской тюрьмы под помещение писарей и телефонно-телеграфной центральной станции» в 1889-1892 гг. было ассигновано из казны 120000 рублей. Но, прежде чем приступить к ремонту и приспособлению замковых зданий, требовалось очистить остров от следов давнего пожара. Работы под руководством капитана Лезедова начались со сноса ветхих и аварийных стен, разбора кладки обрушившихся куртин, вывоза с острова мусора. Средневековые своды, состояние которых внушало инженерам опасения, безжалостно разрушались, проводились работы по проектированию необходимых исправлений стен, строительству опор. Летом 1890 г. значительная часть проектных чертежей уже была готова: это были цветные прорисовки фасадов замка, разрезы главного корпуса и башни св. Олафа, поэтажные планы. Вероятно, с самого начала Лезедов не ставил себе цели максимально сохранить внутреннюю планировку и объемы средневекового замка. Прежде всего, это касалось межэтажных перекрытий, которые требовалось усилить. В результате были изменены уровни этажей, а все сводчатые перекрытия разобраны. В стенах главного корпуса были пробиты новые окна. 

Вместе с тем, в проектах Ремонтного комитета заметно желание военных инженеров сберечь внешний облик замка и даже восстановить некогда утраченные архитектурные элементы. Так, по первоначальному проекту предполагался ремонт примыкавшего к главному корпусу с южной стороны флигеля, который, в итоге, все же был снесен к 1892 г. Неосуществленным остался проект восстановления круглой башенки над Комендантским домом, существовавшей в XVII в. В том же 1890 г. начинаются работы по ремонту зданий Цейхгауза, арсеналов и крепостных валов. Состояние последних было особенно плачевным. Велось и проектирование благоустройства острова. Было принято решение о строительстве каменной опорной стены, опоясавшей возвышенность, примыкающую к главной башне с западной стороны – Кузнечный двор. 

В 1892 г. был отремонтирован Цейхгауз, в котором возвели новые каменные столбы. Оборонительная стена XVI в. получила новый кирпичный карниз и была покрыта кровельным железом, начался ремонт бывшего здания гражданской тюрьмы, в котором ныне размещается дирекция музея-заповедника. К 1893 г. большая часть черновых работ была уже завершена и началась отделка помещений. Судя по отчетам Ремонтного комитета, работы производились одновременно и в основном корпусе замка, и в главной башне, и на других зданиях и сооружениях острова. Летом 1893 г. были готовы чертежи нового купола башни св. Олафа, проект которого был выполнен в Берлине.

Разумеется, такой большой объем проектных работ Лезедов не мог выполнить в одиночку. Помимо Эрнста-Вильгельма фон Лезедова в состав Ремонтного комитета входило несколько обер-офицеров Инженерного управления, из которых отдельного упоминания заслуживает поручик М.Н. Кириллов, заведовавший чертежным отделом. Вероятно, он принимал непосредственное участие в архитектурном проектировании. Еще одним членом комитета был штабс-капитан Ц.С. Добровольский, отец С.Ц. Добровольского, самого яркого представителя белоэмигрантских кругов в Финляндии, готовившего в Выборге агентов-перебежчиков в Советскую Россию, выданного в 1946 г. советским властям и расстрелянного на Лубянке.

Осенью 1893 г., когда основной объем работ в замке был уже выполнен, Лезедов получил назначение о переводе в Севастополь. Комендант Севастопольской крепости, генерал-майор М.И. Пивоваров, возглавлявший Комиссию по восстановлению памятников Севастопольской обороны, с нетерпением ждал прибытия такого опытного и высококлассного инженера, каким был Лезедов. 27 ноября он телеграфировал коменданту Выборгской крепости: «Прошу не отказать ускорить прибытие к месту нового служения Подполковника фон Лезедова».

Переехав в Севастополь, Лезедов стал командиром Севастопольской крепостной саперной роты, совсем вскоре после этого – начальником штаба 6-й саперной бригады, далее – командиром 9-го саперного батальона. В 1903-1904 гг. он был командиром 9-го инженерного полка, дислоцированного в Варшаве, в 1904 г. будет произведен в генерал-майоры и тогда же, и до июля 1907 г., станет начальником 2-й саперной бригады. Лезедов скончался в 1908 г. в Вильне (нынешний Вильнюс), не дожив и до шестидесяти лет. Мы до сих пор мало знаем о его семье. Известно лишь, что брак  Лезедова с Марией Ильиничной Томкеевой был бездетным, что жена пережила его на двадцать лет и скончалась, вероятно, в эмиграции. 

Мы надеемся, что будущие архивные изыскания не только помогут уточнить многие детали служебной биографии Э.-В. фон Лезедова, но и дадут возможность взглянуть на Лезедова как человека. В том числе – в прямом смысле, ведь до сих пор нам не известно ни одно его изображение.

Юлия Мошник, Алексей Мельнов, Михаил Ефимов

Читайте также