ЦВЕТЫ НА СЦЕНУ!

ЦВЕТЫ НА СЦЕНУ!
1249
ЦВЕТЫ НА СЦЕНУ!

В выставочном центре креативного пространства «ARTRAVEN» открылась выставка художника Анатолия Анненкова «Цветы на сцену!». Правда, самого автора на открытии не оказалось, но организаторы обещали, что он прибудет в Выборг позже. Однако это была не единственная интрига выставки. Ведь Анатолий Анненков не просто художник. Его предками были настолько знаменитые люди, что воспринимать его работы в отрыве от истории было бы, наверное, неправильно. Тем более что весь Советский Союз без исключения был знаком хотя бы с одной работой предка - портретом вождя мирового пролетариата на купюрах и монетах.

Павел

Анатолий Анненков родился в Ленинграде в семье художников. Его предок – Юрий Павлович Анненков – русский живописец и график, художник театра и кино, заметная фигура русского авангарда. Юрий Павлович происходил из известного рода – был потомком Павла Васильевича Анненкова, первого редактора и издателя произведений А.С. Пушкина. А также его предком был знаменитый декабрист И.Анненков. Отец будущего художника – народоволец Павел Семенович Анненков – в 1881 году в связи с убийством Александра II даже был арестован, но поскольку имел к убийству весьма косвенное отношение, сильным репрессиям подвергнут не был.

Павел Семенович был знаком с Лениным, Мартовым, дружил с Верой Фигнер, однако, будучи противником вооруженного переворота, отказался занять пост народного комиссара по социальному страхованию. Когда Ленин узнал о смерти Павла Анненкова (в 1920), его жене была назначена пожизненная пенсия «как вдове революционера». 

Юрий

Сын Павла Анненкова выбрал карьеру художника. Дача Анненковых находилась недалеко от имения Репина «Пенаты». С детства окруженный творческими людьми, будущий художник рано увлекся рисованием. Познакомился с Репиным, считал его своим учителем. По словам самого Анненкова, он «был очень близок с ним, несмотря на разницу в возрасте» и даже сделал с него несколько портретных зарисовок. Судьба его настолько интересная и захватывающая, что достойна более подробного рассказа. 

Юрий Анненков действительно необычная фигура не только для русской эмиграции, но и для серебряного века, которому принадлежал, и для послереволюционной советской культуры, для которой тоже успел немало сделать. Он был знаком и рисовал не только Блока и Ахматову, Кузмина и Волынского, но и Ленина с Керенским. Он ставил первые революционные празднества в Петрограде, рисовал Троцкого на фоне картины Пикассо, рисовал советских писателей и французских актеров, Григория Распутина, которого видел и даже рисовал – Юрий Анненков однажды Распутина нарисовал на коленке, на салфетке, во время обеда. Распутин не разрешал себя рисовать и фотографировать, и художник вот так вышел из положения. Рисовал он и Жерара Филипа, для которого делал костюмы в фильмах «Пармская обитель», «Монпарнас, 19» и других. Кстати, своим учителем как художника по костюмам он считал… Максима Горького, с которым дружески общался с детства.

Троцкий

Когда Юрий Анненков писал портрет Троцкого, он как-то сфотографировался с ним вместе. Эту фотографию он постоянно носил с собой. А однажды в 1923 году она здорово помогла ему. В то время он жил в Москве на Пречистенке в здании Академии художественных наук на первом этаже. Вход в квартиру был со двора, который на ночь запирался на замок. Однажды Анненков забыл этот ключ дома, а звонок не работал. Он подошёл к окну своей комнаты, отжал раму и стал залезать домой, но тут его задержали два милиционера. Документов у него с собой не оказалось, а в историю о забытом ключе милиционеры не очень поверили. Но тут Анненков вспомнил о фото и показал его представителям власти. Принеся свои горячие извинения, милиционеры подсадили художника в окно и просили его отметить как бдительна советская милиция, после чего удалились твёрдым шагом. 

Ленин

Юрий Анненков встретил революцию, по его собственным словам: «как многие из нас – художников, писателей, поэтов, людей искусства, как Александр Блок, как Сергей Есенин, как Владимир Маяковский, – скорее фонетически, как стихийный порыв, как метель, как «музыку» (по словам Блока)». В октябре 1918 Анненков отвечал за оформление советской столицы по случаю первой годовщины революции. В 1921 по заказу советской власти писал Ленина (два двухчасовых сеанса с натуры), причем Ленин, считая себя «скромным журналистом», просил себя таким и изобразить, на что Анненков возразил: «О Ленине-журналисте, простите меня, я не задумывался, а писать портрет обывателя с бородкой я считаю сейчас несвоевременным».

Деньги

В 1924, после смерти Ленина, участвовал в конкурсе на создание портрета Ленина для изделий Гознака и выиграл его. Портрет, исполненный масляной краской по наброску 1921 года, занимал приблизительно около квадратного метра и по стилю, по определению самого художника, был «ближе всего к кубизму», как и все его работы тех лет. Портрет был воспроизведен на почтовых марках, а также выставлен в советском павильоне на парижской Международной декоративной выставке (1925). В 1920 Анненков был избран профессором Академии художеств. Создал обширную галерею живописных и графических портретов многих деятелей русской культуры, среди них: Ахматовой, Горького, Замятина, Пастернака, Ремизова, Сологуба, Ходасевича, Есенина и др. 

Анатолий. Балет

Ну вот мы и добрались, наконец, до нашего героя, чьи картины можно увидеть в  галерее «ARTRAVEN»

В отличие от своего знаменитого предка Юрия Анненкова, Анатолий Анненков предпочитает кубизму импрессионизм. Он участник российских и международных выставок, его работы находятся в музеях и частных коллекциях России, Германии, США, Франции, Швейцарии, Финляндии. 

Творческий потенциал мастера широк и разнопланов. Одно его жанровое пристрастие – цветы. Другая любовь художника – балет. Яркий и самобытный художник Анатолий Анненков, виртуозно владея кистью, в своей любимой импрессионистической манере преподносит мир балета с большой достоверностью, запечатлевая тонкие нюансы хрупкой красоты и провозглашая эстетику прекрасного и гармоничного. Ранее у Анатолия Анненкова была выставка во Франции, посвященная балету Мариинского театра. Балерины приходили в мастерскую художника, ему позировали Юлия Михалина и Ульяна Лопаткина.

Теперь и выборжцы могут увидеть картины художника. Выставка открыта до 7 апреля. 

Александр Витт

Читайте также