ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ КАК ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ

ТЕАТРАЛЬНАЯ  СТУДИЯ  КАК ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ
1635
ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ КАК ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ

В наступающем году детская студия государственного театра драмы и кукол «Святая крепость» отметит свое 15-летие. За эти годы через нее прошли самые разные дети, некоторые из которых стали профессиональными актерами. Занятия в театре научили студийцев общаться, подарили незабываемые минуты, когда можно было «дурачиться», жить такой таинственной и манящей закулисной жизнью, показать себя в разных амплуа на сцене. 

Преподаватели, они же актеры 

В студии занимаются дети с восьми лет, и у них весьма серьезная нагрузка: четыре дня в неделю по два урока. Помимо репетиций,  всевозможные занятия по профессиональной подготовке будущего артиста: по сценической речи (преподаватель – актер театра Максим ГЛАДКОВ), актерскому мастерству (Галина БАСЫРОВА), хореографии (Софья ПАВЛУХИНА), сценическому движению и акробатике (Владимир ПАВЛУХИН), мастерству артиста с куклой (Антон КОСОЛАПОВ). Новый предмет «Театроведение» ведёт заведующая литературной частью Юлия ВАСИЛЕГА. Дети вместе с педагогом смотрят спектакли, предварительно читая пьесы, а потом пишут рецензии, обсуждают игру актеров и роли. Да, кстати, шьют кукол и мастерят реквизит они тоже сами.

– Каждый год в студию приходит новое талантливое пополнение. Постепенно, в процессе обучения они начинают  понимать, что такое ответственность: если сегодня спектакль, то ты просто не можешь подвести товарищей. Это качество, независимо от будущей профессии, им очень пригодится в жизни,  – говорит «хозяйка» студии – музыкальный руководитель театра Ольга МАРЧУК. – Но самое главное, на мой взгляд, что дает студия, – это бойцовский коллективный дух. Отдельно обращаюсь к родителям с просьбой: не наказывайте детей за какие-либо проступки запретом обучения в студии. Они здесь заняты важным делом.

Есть кем гордиться!   

Как рассказал художественный руководитель театра «Святая крепость», заслуженный деятель искусств РФ Юрий ЛАБЕЦКИЙ, идея детской студии возникла из  вполне прагматичной задачи – создать «кузницу кадров» для труппы театра: 

Наши студийцы становятся коллективом единомышленников, им интересно в театре, они  увлечены… Конечно, радует, когда выпускники продолжают актерскую карьеру. Например, Саша ПШЕБЕЛЬСКИЙ учился на актерском факультете, затем продолжил обучение на факультете музыкальной комедии. Параллельно служит у нас в электроцехе. Вместе с ним трудится и еще один выпускник студии – Саша ГОГОЛЕВ. В некоторых спектаклях ребята заняты в эпизодических ролях. Дима МАЛЬЦЕВ – уже московская «звезда», окончил Щукинское училище, поступил в театр Романа ВИКТЮКА, играл в королевском театре Шотландии. Теперь служит в Ленкоме у Марка ЗАХАРОВА. Алена КУХОТКИНА работает в театре Эстрады имени Аркадия Райкина под руководством Юрия ГАЛЬЦЕВА, Маша ЧЕТАЙКИНА – в сочинском театре, Соня ПАВЛУХИНА учится заочно в Российском государственном институте сценического искусства  (Санкт-Петербург), а Полина ВЛАДИМИРОВА в нынешнем году поступила туда же на факультет театра кукол. Не могу не отметить и еще одну выпускницу – Арину ЛАБЕЦКУЮ. Честно признаюсь, не ожидал от нее такой прыти – Арина уже поставила дипломный спектакль в нашем театре «Винни Пух и все, все, все». Радует, когда выпускники студии возвращаются в театр, устраивают для пришедших им на смену студийцев новогодние праздники и веселятся вместе с ними. Ребята, занимающиеся здесь лет десять, работают на сцене на уровне студентов третьего курса института: они свободны, понимают, что такое образ и характер героя. На мой взгляд, обучение, как говорится, с младых ногтей, – очень верный путь: ребята еще не зажаты, легко переключаются из игры детской в игру театральную. 

Был мальчик, а стал Пушкин

Заслуженная артистка РФ, режиссер Татьяна ТУШИНА поставила для воспитанников студии уже семь спектаклей: 

Если сравнивать нашу студию и любой театральный институт, то у нас, конечно, больше практики. Именно работая в спектаклях перед зрителем, юные артисты понимают, как играть наиболее точно и выразительно, как донести до зрителя замысел режиссера. 

Татьяна Тушина, кстати, ведет самый любимый предмет студийцев – «искусство сценического грима»:

– Представьте себе, детям очень нравится делать экстремальный грим на теле… Любят китайский – с растительными орнаментами. Самый сложный –  возрастной грим или портретный, когда на своём лице надо создать, скажем, лицо Пушкина или Гоголя. Учимся с помощью грима менять форму носа, лба, губ, правильно крепить парик.  

Учимся говорить правильно 

Уже много лет сценическую речь преподает студийцам Максим Гладков:

– Главное  – почувствовать разницу между бытовой и сценической речью: в подаче звука, артикуляции, в том, как донести слово до зрителя. Мы учим детей быть «заразительными» на сцене, учим «жить» в предлагаемых обстоятельствах. Сложно, конечно! Готовлюсь к каждому занятию, но чаще всего приходится импровизировать. Когда я в свое время поступил в театральное училище в Нижнем Новгороде, мне казалось, если я громко говорю, значит, меня понимают. А оказалось, дело не в силе голоса, а в силе мысли. В общем, столько нюансов, мало не покажется! Конечно, стараюсь донести до детей все, чему меня учили педагоги. От работы получаю искреннее удовольствие, потому что всегда интересно наблюдать за тем, как приходят «неумелые цыплята», как они со временем меняются, привыкают к театру. Благодаря детям постоянно нахожусь в творческой форме: чтобы учить ребят, нужно быть для них примером. 

Глаза детей по-прежнему горят… 

Арина Лабецкая в театре с детства,  говорит: «Не я пришла в студию, а студия пришла в меня». 

– Студия дала мне многое. Например, мне было  не до ссор с родителями в подростковом возрасте – все лишние эмоции выплескивались на занятиях, где  меня прекрасно понимали. У нас практически не было  свободного времени, мы не успевали даже  погулять со сверстниками после школы, но зато у нас  были увлекательные поездки с театром! Был замечательный летний лагерь, где отдыхали воспитанники студии вместе с другими детьми,  мы ставили сценки, играли спектакли и не уставали друг от друга! Часто вспоминаю выпускной в  студии: это был праздник, организованный ребятами. 

Пока училась в университете, приезжала в театр, наблюдала за успехами новых студийцев. Бывало, смотришь спектакль и ловишь себя на мысли, что твою роль играют уже другие девочки, но атмосфера сохраняется: глаза  по-прежнему горят. 

Можно сказать, я не успела выпуститься из студии, как снова в нее вошла. У Владимира Павлухина есть задумка вместе с молодыми актерами и студийцами поставить спектакль «Бременские музыканты». С нашими воспитанниками легко работать, педагоги закладывают в них основные законы существования в сценическом пространстве, детям не нужно объяснять, как повернуться, а где сказать громче – они всё знают сами.

Три серьезные роли 

В копилке студийца Федора ФРОЛОВА уже несколько ролей на большой сцене вместе с профессиональными артистами. Раньше он занимался плаванием, фехтованием, рукопашным боем, а когда пять лет назад пришел в театральную  студию, – все, затянуло! Сегодня Федор учится в восьмом классе школы № 1 и мечтает об актерской карьере:  

– Каким я был до театра, ни в какое сравнение не идет с тем, каким раскованным стал сейчас. Человек, прошедший эту школу, эрудирован, у него хорошо поставлена речь, он может владеть своим телом. Мы занимаемся вокалом, изучаем театроведение, актерское мастерство…

Среди моих больших работ – роль друга главного героя в детском спектакле «Прыжок на Марс» (режиссер Владимир Павлухин). Репетиции длились по нескольку часов! Почти весь спектакль я на сцене! Когда увидел текст, подумал, что это невозможно выучить, запомнить, когда вступать в диалог, куда идти, что делать... А стали репетировать на сцене, – все оказалось гораздо легче. Еще играю в детском спектакле «Кошкин дом», где пою и танцую. Горжусь работой в спектакле «Ромео и Джульетта». Несмотря на то, что это совсем маленькая роль (участник потасовки в начале спектакля), сильно волновался: на сцене – ты вместе с профессиональными актерами, а в зале – взрослый зритель.

По словам Юрия Лабецкого, уровень подготовки в студии, конечно, не может считаться институтским, но поскольку дети много лет находятся в театральной среде, они становятся увереннее в себе, коммуникабельнее и приобретают навыки, которые помогут им найти свое место в жизни. И, очевидно, именно это стало главным смыслом 15-летней работы студии с выборгскими ребятами.

Маргарита ЗАХАРОВА 

Читайте также