В Выборге готовили и готовят будущих авиаторов

4372

В октябре 2007 года Выборгское авиационное техническое училище было присоединено к Санкт-Петербургскому государственному университету гражданской авиации с образованием обособленного структурного подразделения - филиала университета.

В этом году Выборгский филиал СПБГУ ГА прошел процедуру аккредитации, а это значит, что  в последующие шесть лет он благополучно продолжит свою работу. В советский период численность преподавательского и учебно-вспомогательного состава ВАТУ ГА составляла 309 человек, число курсантов достигало 2 160, а ежегодный выпуск - от 670 до 690. В 90-е годы эти показатели снизились примерно вдвое. Сейчас в филиале по штату числится 82 сотрудника, проходит обучение 503 курсанта (из них на бюджетной основе учится - 395, а на платной -108), в прошлом году было выпущено 84 специалиста. Сотрудников и курсантов стало меньше, но неизменным остаётся блеск курсантских глаз и штат опытных преподавателей, среди которых педагоги, за плечами которых более 40 лет работы в училище. Преподаватели имеют почетные грамоты от министерств - гражданской авиации и транспорта, нагрудные знаки «Отличник воздушного транспорта» и «Почетный работник транспорта России».

Борис Александрович МАЙСТРЕНОК - преподаватель по предмету «Техническая эксплуатация воздушных судов». Выпускник училища 1971 года, после его окончания поступил в Северо-Западный политехнический институт на заочное отделение. В 1974 году вернулся в родное училище уже в качестве преподавателя.

За время работы в училище под его руководством было создано большое количество учебно-наглядных пособий, в частности объёмный тренажёр кабины вертолёта Ми-2, который до сих пор стоит в тренажерном зале учебного корпуса, на нем курсанты выполняют учебные задания, в том числе производят запуск. Тренажеру кабины вертолета Ми-8 повезло гораздо меньше: сдали на металлолом, несмотря на то, что в 1979 году этот тренажер побывал на ВДНХ и получил бронзовую медаль, а его создатель был признан лучшим молодым рационализатором училища и награжден денежной премией в размере 50 рублей.

Под руководством Бориса Александровича курсанты третьего года обучения изготавливали штурвал и двухлопастные винты для легендарного АНТ-4 - первого в мире цельнометаллического двухмоторного бомбардировщика. Осенью 1983 года ВАТУ ГА по заданию министерства ГА приступило к восстановлению найденного в 100 км от Игарки самолета АНТ - 4, в работе был задействован практически весь коллектив училища, большую помощь оказал судостроительный завод.

Для меня училище во всех смыслах дом родной. Первокурсников приходится весь первый семестр приводить в чувство, в первую очередь это касается дисциплины. Под конец обучения говорят спасибо. Борис  Майстренок

В сентябре в гости к своему любимому преподавателю приходило уже десять выпускников.

Мобильными разрешаю только снимать учебные материалы на доске, если увижу в руках телефон по другому поводу, сразу забираю и кладу на стол. Зато с дефектоскопами курсанты работают с удовольствием — это ведь электронная техника, - находит он плюсы в поголовной зависимости нового поколения от гаджетов. Борис  Майстренок

На вопрос, есть ли сегодня на учебном аэродроме хоть один действующий вертолет, Борис Александрович ответил:

Один Ми-8 взлететь может, правда никуда не улетит — у него лопасть рулевого винта специально снята.

Николай Иванович КАБЕЛЕВ – преподает основы конструкции двигателей. Выпускник ВАТУ ГА 1972 года, после его окончания работал авиатехником в Петрозаводске. В училище вернулся инструктором в 1975 году, потом заочно поступил в Северо-Западный политехнический институт, во время учебы перевелся в преподаватели. Одобряет процесс массового закрытия вузов (за последние три года количество вузов и их филиалов, в целом по стране, сократилось почти вдвое.):

Их стало в три раза больше, чем было в Советском Союзе, а уровень образования падает. Система преемственности воспитания в 90-е годы была утеряна...

Николай Иванович рад бы передать свои знания, да не кому:

- Молодого преподавателя в вуз палкой не загонишь, педагоги более старшего возраста держатся только за счет зарплаты и пенсии.

Конструкция двигателей - предмет не из легких: на пересдачу после занятий собирается целая аудитория, классный журнал больше похож на «лебединое озеро», чем на документ, отражающий успеваемость в группе.

- Тему прошли — контроль! - объясняет Николай Иванович такое большое количество двоек. - Задаешь элементарные вопросы: что такое давление? Что такое плотность? – Молчат! Для некоторых конструкция двигателей - это космос, иностранный язык или ругательство…

Николай Иванович заостряет внимание на отсутствии домашней подготовки у курсантов:

- После занятий обязательно нужно сесть и подготовиться. Учеба - это труд, себя любимого надо заставлять…

Вспоминает случай, когда командир роты, просивший исправить двойку одному из своих курсантов, заявил: «Ты не ему двойку поставил, а себе!»:

 - Что делать, приходится больше времени проводить в училище, но я по-другому не могу, совесть не позволяет.

В феврале прошлого года в Санкт-Петербурге проходил IV Открытый региональный чемпионат WorldSkills Russia 2018, основанный международным некоммерческим движением WorldSkills International, миссия которого заключается в повышении стандартов подготовки кадров. От Санкт-Петербургского университета гражданской авиации выступали третьекурсники Алексей ЗАГРИВИН и Сергей КАРЯКИН. В качестве экспертов были приглашены преподаватели филиала Николай Кабелев и Владислав ЯРИЛОВ.

Нашим ребятам пришлось тогда соревноваться с сотрудниками ведущего разработчика газотурбинных двигателей «ОДК-Климов» и студентами техникума «Приморский». В грязь лицом не ударили: курсант Загривин занял почетное третье место, продемонстрировав хороший уровень знаний в области электротехники и слесарного дела, смог быстро и точно найти неисправность в газотурбинном двигателе — все как учили.

Алексей Загривин родом из города Горячий Ключ Краснодарского края, дома всегда помогал отцу по хозяйству, а его дедушка был заслуженным строителем СССР. С детства парень интересовался, «как все устроено», может быть, поэтому считает, что работа бортмеханика интереснее пилотирования. Школу Алексей закончил с одной тройкой по физике и сразу после 9-го класса поступил в выборгский филиал СПБГУ ГА. Сейчас Алексей уже на последнем курсе, собирается пойти служить в армию по контракту и поступать в Санкт-Петербургский  государственный университет гражданской авиации.

Выборгский филиал СПБГУ ГА - продолжатель славных спортивных традиций ВАТУ ГА. В 1956 году в рамках 4-ой зимней спартакиады (на тот момент училище еще находилось в Пионерске), помимо прочих видов спорта курсанты участвовали в соревнованиях по боксу и фехтованию. За достигнутые успехи в развитии физической культуры и спорта в 1967 году спортивному коллективу училища было присвоено наименование спортивный клуб «Авиатор».

В конце 80-х годов в спортзале учебного корпуса появился большой новый батут, на тот момент, единственный в городе.

Посторонним в спортзал было нельзя, но ребят из города мы все равно пускали. Как-то пришел мальчишка и начал очень уверенно прыгать на батуте. Неожиданно для всех, он на высоте четырех метров выпрыгивает из батута прямо на пол. Думали, парень костей не соберет, а он на руки приземлился и кувырок сделал. Оказался мастером спорта по акробатике. Андрей Кравченко, бывший учитель физкультуры

Сейчас в филиале университета работают спортивные секции по волейболу, настольному теннису, легкой атлетике, лыжным гонкам, пулевой стрельбе и футболу. В течение учебного года по этим видам спорта среди курсантов проводятся соревнования. Сборные команды университета участвуют во всех состязаниях, проводимых в Выборге районным комитетом по физической культуре и спорту. В прошлом учебном году в комплексной вузовской спартакиаде филиал занял первое место в общекомандном зачете.

В мае минувшего года на площадке военного музея «Мир на Сайме» прошел молодёжный социально-исторический форум, организованный АНО «Культурно-историко-социальная инициатива» - в работе приняли активное участие выборгские курсанты.

Пока автор этих строк изучал материалы в училищном музее, в дверь просунулась чья-то голова. Это оказался первокурсник Леонид ЛАЩУХИН. Леня приехал в наш город из Крыма, говорит, что отец часто брал его собой на работу в аэропорт.

Я с первых дней понял, что в Выборге можно получить настоящие знания. Сообщил, что с нетерпением ждет начала практики на аэродроме, уж очень хочется вживую увидеть Ми-26. Леонид Лащухин

Выборгский филиал СПБГУ ГА приглашает всех, для кого училище когда-то было (или до сих пор остается) родным домом, на праздничный концерт, посвященный 70-летию учебного заведения. Состоится концерт 4 октября в 15 часов 15 минут - просьба не опаздывать!

Денис ГИЛЬМАНОВ

Предыдущие публикации автора, подготовленные к юбилею ВАТУГА:

К юбилею Выборгского авиационного училища

Из записных книжек курсантов ВАТУГА

Читать все статьи автора Денис Гильманов

Читайте также