Разработка и регистрация ТУ в Санкт-Петербурге

Технические условия на продукцию (кратко – ТУ) – это локальный акт компании, который составляется с учетом специфики выпускаемого ею ассортимента. Документ устанавливает нормативные показатели качества и безопасности изготавливаемых изделий, определяет правила и алгоритмы контроля их соблюдения, порядок организации сбыта продукции. ТУ утверждает директор предприятия, в добровольном порядке держатель регистрирует документ в ФАТРиМ.

Что такое технические условия?

Согласно ГОСТ 1.3-2018, под техническими условиями понимается внутренний стандарт предприятия, в котором устанавливаются требования и нормы для выпускаемого товара. Информации, включенной в ТУ, должно быть достаточно, чтобы:

  • идентифицировать продукт;
  • организовать контроль на производстве;
  • наладить сбыт товара;
  • обеспечить его безопасное и эффективное использование потребителями.

В соответствии с 162-ФЗ от 29.06.2015, разработка ТУ – это способ стандартизации производства. Такой документ оформляется по инициативе руководства компании или по запросу ее контрагентов. Он нужен, чтобы:

  • обеспечить надлежащее качество и единообразие выпускаемой продукции;
  • выступать в качестве эталона при приемке и производственном контроле;
  • подтвердить, что требования к качеству соблюдены, при возникновении споров с покупателями, контролирующими органами;
  • обеспечить единообразие изготавливаемых изделий.

ТУ – это альтернатива государственным стандартам (ГОСТ). Если ГОСТ разрабатываются на федеральном уровне, то ТУ составляется с учетом специфики ассортимента конкретной компании. Техусловия необходимы, если в отношении конкретной продукции ГОСТ не принят, если есть необходимость дополнить или поменять отдельные его положения.

Какая информация включается в ТУ

Законодательно установлено, что в ТУ должна содержаться достаточная информация для идентификации и эффективного применения товара. Например, техусловия на непродовольственные изделия включают следующие сведения:

  • описание ассортимента и его характеристик;
  • нормативные показатели качества и безопасности изделий;
  • правила приемки;
  • методики исследований;
  • правила маркирования и упаковки;
  • организация складирования и перевозки;
  • рекомендации по использованию изделий;
  • гарантии производителя;
  • прочее (по усмотрению составителя ТУ).

Согласно 162-ФЗ, порядок оформления, утверждения, использования ТУ определяется компаниями самостоятельно. Как правило, документ вводит в действие генеральный директор предприятия. Для этого издается специальный приказ.

Содержание ТУ должно на 100% соответствовать специфике выпускаемой продукции. Поэтому по мере изменения рецептур / технологий в документ вносятся коррективы.

Что такое регистрация ТУ?

Регистрация ТУ – это процедура, которая включает проверку документа и внесение информации о нем под уникальным номером в федеральную информационную базу. В законодательстве РФ и ЕАЭС отсутствуют требования об ее обязательном проведении. Это добровольный шаг, который совершается компаниями и ИП, чтобы:

  • закрепить свою собственность на техусловия;
  • получить право сдавать ТУ в аренду, продавать;
  • официально подтвердить, что содержание ТУ отвечает нормам законодательства (регистрация включает экспертизу);
  • обезопасить техусловия от посягательств со стороны конкурентов.

По итогам регистрации данные о ТУ вносятся в электронную базу данных «Продукция России».

Госрегистрацию ТУ можно провести в отношении любых товарных наименований. Практика показывает, что она наиболее востребована для изделий повседневного спроса (легкая промышленность, косметическая отрасль, продовольствие), а также для станков, машин, оборудования бытового и промышленного назначения.

Как проходит разработка и регистрация ТУ?

Предприниматель вправе провести эти процедуры самостоятельно, но на практике фирмы и ИП обращаются за содействием ко внешним экспертам – в центры сертификации (сокращенно – ЦС). Работа с ними организуется в следующем порядке:

  1. Клиент отправляет в ЦС заявку. Эксперты определяют, что конкретно нужно, отвечают на вопросы заявителя в процессе консультаций.
  2. Стороны согласовывают стоимость и сроки предстоящей работы, подписывают договор.
  3. Заявитель предоставляет в ЦС карточку фирмы с реквизитами, сканы регистрационных свидетельств и устава, подробные сведения о выпускаемом продукте (наименование, код ТН ВЭД (если установлен), потребительские и эксплуатационные характеристики, состав, рецептура и т.п.). Точный перечень необходимых данных зависит от специфики товара.
  4. Эксперты ЦС составляют проект технических условий с учетом специфики конкретной продукции и требований законодательства. Макет направляется заказчику для согласования, при необходимости вносятся правки согласно его замечаниям.
  5. Готовые ТУ утверждает руководитель предприятия.
  6. ЦС готовит каталожные листы к техусловиям (краткая «выжимка» из ТУ), собирают прочую необходимую документацию для госрегистрации.
  7. Эксперты направляют готовые документы в ФАТРиМ Росстандарта на регистрацию. Далее они отслеживают ход рассмотрения обращения.
  8. ЦС получает в ФАТРиМ оригинал технических условий после регистрации и передает клиенту. На титульном листе документа находится отметка ФАТРиМ.

В среднем регистрационные процедуры занимают примерно 10-14 рабочих дней. После их завершения информация о товаре попадает в электронную базу «Продукция России».

Читайте также