«НАШЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИНАСТИИ БОЛЕЕ ТРЕХСОТ ЛЕТ!»

«НАШЕЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИНАСТИИ  БОЛЕЕ ТРЕХСОТ ЛЕТ!»
761
«НАШЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИНАСТИИ БОЛЕЕ ТРЕХСОТ ЛЕТ!»

Так считают Виталий  Владимирович и Руфина Михайловна Борцовы

Став в 1966 году студентами Ленинградского педагогического института имени Герцена, они попали на уборку турнепса в поселок Шушары. Эта встреча стала для них судьбоносной: вот уже  50 лет они идут по жизни вместе. Вся их жизнь связана со школой, учителями стали  дочери Маргарита  и Светлана, да и сын Андрей, кадровый военный, сейчас преподает в Академии связи в  Санкт-Петербурге.

Путь в педагогику

Виталий Владимирович говорит о себе:

– Родился я в 1943 году в Махачкале в простой семье: отец – слесарь на нефтебазе, мать – домохозяйка (в семье было четверо детей). Отец строил Днепрогэс, овладел профессией металлиста. Человеком был творческим, выдумщиком и рационализатором, приглашался даже на слет стахановцев. Мы гордились и своей мамой: в годы войны она работала на военных предприятиях, была  награждена медалью «За оборону Кавказа». А учителя в нашем роду были: один из  родственников преподавал в свое время в царской гимназии. Он выделялся степенностью; свой стиль  был у него и в одежде: носил толстовку. Его жена  была директором гимназии, а  в советское время она получила высокую  награду – орден Ленина.

С теплотой вспоминаю свою 114-ю школу: учителя поддерживали все мои начинания. Именно в школьные годы увлеченно занимался спортом, ездил на соревнования по легкой атлетике и баскетболу в Грозный, Гудермес, Дербент. Занимался и боксом, в случае чего мог за себя постоять. Серьезно увлекся рисованием: запали мне в душу слова Ильи Ефимовича Репина о том, что  научиться рисовать может каждый. Хотелось себя проверить.

После школы хотел идти учиться на художника, но опоздал со сдачей документов. Кораблестроительный – это не мое… Призвали в армию, служил  в ГДР. В армии задумался, чем буду заниматься дальше. Мне нравилась психология, которая тогда была в загоне: отделение  психологии было только на философском факультете. Стал учиться заочно, но потом там начались проблемы с учебным планом… Сестра  дала мне 400 рублей, и я поехал  поступать в Ленинград.  Психология больше всего была представлена на дошкольном факультете пединститута, куда я и поступил.

Нас посылают на уборку турнепса, меня  назначают бригадиром. Так вышло, что одна бригада простаивала: нет ножей. Дефицит. И тут вижу: стоит девчонка, а в руках у нее сразу несколько ножей! Всем своим видом  словно спрашивает: «Что, ножики нужны? А у меня они есть!» А глазки какие: так и сверкают! Я понял, что пропал!

– Наша бригада как раз свою работу выполнила, и ножи нам были уже не нужны, – вступает в разговор Руфина Михайловна. – А  я всегда знала, что буду учителем, ведь  моя семья – это чисто педагоги! Наши корни – из города Устюжна на Вологодчине. Бабушка по маминой линии была преподавателем, три ее дочери, Ариадна, Руфина и Маргарита, пошли по ее стопам. Две  сестры дедушки , Лиза и Мария, тоже были учителями, а  племянница его, Зоя Васильевна Васильева, была директором детского дома.

Моя мама, Ариадна Михайловна, со студенческой скамьи ушла на фронт, война для нее закончилась в Польше.

После войны мама работала в детском доме, я часто помогала ей готовить праздники. Вообще, любила играть в школу. У меня и ученица была  – бабушка по папиной линии, она была неграмотной, вот я ее и обучала . Любила подражать учителям: возьму портфель в руки и прохаживаюсь с умным видом по дому. Все смеются: «Как Нина Ивановна ходишь!»

После окончания школы была вожатой в своей школе, потом работала учителем домоводства в Лопухинской школе Ломоносовского района (у нас было производственное обучение, давали даже к аттестату дополнительное свидетельство). На педфак пединститута поступила без колебаний.

Вот вам и «ин – т»!

На втором курсе они поженились. Виталий Владимирович перевелся даже на школьное отделение. В 1968 году родился Андрей. Он стал «сыном полка»: частенько его няньками были  однокурсницы.

В 1970 году они получили распределение. В документе было написано: «г. Приморск, ин – т». Гадали – институт, что ли? Приехали, а это… интернат. С собой привезли грузовик книг! Виталий Владимирович работал воспитателем, потом  стал вести уроки в средней школе, Руфина Михайловна работала на классе.  Родилась  дочь Светлана.

В 1974 году Виталий Владимирович стал директором Черкасовской восьмилетней школы. Школа располагалась  в финских зданиях, везде печное отопление, так что проблем было предостаточно. Здесь  родилась Рита. Через два года школа переехала  в  новостройку в поселок Гончарово. Здесь получили  благоустроенное жилье. С 1983-го школа стала средней общеобразовательной. Виталий Владимирович вспоминает  яркие моменты из школьной жизни: внедрение в профессиональной ориентации кабинетной системы обучения, участие в разработке учебных планов для всей России, появление  компьютерных классов   и лингафонного кабинета, обучение на сельхозмашинах… При этом директор свою работу совмещал с учебой на историческом факультете пединститута.

В нашей школе работало 42 педагога, из них – 12 мужчин! Такое и в городских школах не так часто увидишь.

Пять лет Виталий Владимирович был председателем райкома профсоюза работников просвещения Выборгского района, удалось многих учителей обеспечить жильем. 

Быть вместе в горе и радости

У Борцовых дружная семья, где царят доверие и взаимопонимание. Семейное счастье складывается из индивидуального счастья каждого.

1987-1988 годы связаны со службой Андрея в Афганистане. Родители видели, как он сознательно к этому готовился (записался даже в аэроклуб) – не препятствовали. Полтора года волнений, переживаний…  Андрей входил в состав парашютно-десантной группы по спасению, был укладчиком парашютов,  сам совершил 20 прыжков. В письмах родители просили его быть предельно внимательным: от него зависела и его жизнь, и жизнь однополчан. Свою тревогу за сына Виталий Владимирович  отразит в своих картинах …

Родители поддержали желание сына быть военным: Андрей с красным дипломом закончил Дальневосточное общевойсковое училище имени Рокоссовского в Благовещенске.

Тяга Риты к языкам продолжилась  учебой на инязе педагогического института в Петрозаводске, а потом - работой учителем английского языка в своей школе.

И Светлана после окончания Выборгского педагогического училища, пединститута  вернулась в родную школу учителем начальных классов.

Сейчас Виталий Владимирович и Руфина Михайловна – пенсионеры. Скучать не приходится: помогают в воспитании четырёх внуков, занимаются дачей и,  конечно же, Виталий Владимирович рисует. Свои работы он с удовольствием дарит друзьям. Руфину Михайловну выбрали председателем Совета дома, а работы здесь – непочатый край!

Руфина Михайловна  бережно хранит  семейные реликвии: похвальный лист и аттестат деда  от 1904 года, а также его дневник с  первой мировой войны (дед был писарем при штабе), военные  воспоминания мамы. А сколько редких фотографий! Это благодатный материал, на котором воспитываются внуки. Возможно, среди них тоже будут учителя.

Лидия ВОРОНИНА,ученица  и коллега Виталия Владимировича

Читайте также