Выборг. Век двадцатый…

6226
Фото Сергея Полозова

А когда-то в Выборге были: хлебозавод, пивзавод, мясокомбинат, кондитерская фабрика, завод лимонной кислоты..... И еще, и еще.... Вспомним?

Эх ты, лошадь!

Люди моего поколения хорошо помнят, что Совет Министров СССР довольно продолжительное время возглавлял Алексей Николаевич Косыгин.
Он был опытным экономистом. Еще в 1953 году руководил Министерством пищевой промышленности. Работа Косыгина на посту Председателя Совета Министров ознаменовалась началом новых экономических реформ.

Предприятиям, успешно выполняющим плановые задания, разрешалось организовывать производство товаров широкого потребления, выходящих за рамки обязательной номенклатуры товаров. Прибыль от реализации этих товаров оставалась предприятию и поступала в так называемый фонд предприятия, которое уже могло тратить этот фонд на социальные нужды.

На фоне демонстраций в телевизоре, показа правительственных заседаний с целующимися «кремлевскими старцами», Косыгин казался умнейшей личностью, скромным и эрудированным человеком, обладавшим необыкновенной доброжелательностью и тактом.

Это подтверждает пикантный случай, произошедший при посещении Выборга Косыгиным в семидесятых годах. Во время возложения цветов к памятнику финским красногвардейцам на въезде в город лошадь, пасущаяся неподалеку со спутанными передними ногами, каким-то непостижимым образом оказалась возле памятника и оставила следы своего пребывания у самых ступенек.

Один из присутствующих в составе сопровождающих ответственных для приема лиц, трясясь от страха, шептал: «Только что проверял, только что проверял»… Алексей Николаевич же ни жестом, ни словом не отреагировал на это прискорбное зрелище.

Дорогой Леонид Ильич!

В 1964 году Хрущева сменил Леонид Ильич Брежнев.

Высокий, стройный, еще сравнительно молодой, участник войны, говорят, что он был очень добрым человеком. Окружающие отмечали, что Л.И. любил повторять: «Самое трудное для меня – это сказать «нет»!»

В 1975 году я как депутат горсовета и директор предприятия был участником встречи на вокзале специального поезда, на котором Брежнев и члены Политбюро ЦК КПСС направлялись в Хельсинки на европейское совещание по разоружению.

Брежнев вышел из вагона к встречающим, он был бодр, энергичен и сразу же начал спрашивать, как город снабжается продуктами. Все-таки еще тогда был некий дефицит продуктов (особенно мясопродуктов).

В ходе встречи случился забавный эпизод, который нигде не транслировался и не оговаривался. Несмотря на надежную охрану (пропуск по удостоверениям личности) на краю железнодорожной платформы оказалась пожилая женщина, которая хотела лично задать вопрос самому Генеральному секретарю.

Делая энергичные пассы руками, чтобы привлечь внимание, она закричала: «А у нас тут бухта воняет!» Старожилы помнят, что раньше бухта «Радуга» была засорена сточными водами мясокомбината, молокозавода, фекалиями жилых домов, а после строительства завода лимонной кислоты, после пуска ее стоков, все живое, что плавало (лягушки, рыба) через три дня всплыло на поверхность. Бухта являла собой зловонную большую лужу. Северо-восточный ветер доносил неприятный запах на значительную часть городской территории.

Однако голос женщины не был услышан, так как два молодых стройных человека, мгновенно подхватив ее под белы ручки, вывели нарушительницу спокойствия за пределы платформы.

За два дня до прибытия поезда нас, директоров хлебозавода, молокозавода и мясокомбината, вызвали рано утром к главному врачу санэпидстанции, который под большим секретом сообщил, что получено задание отобрать по сто килограммов хлеба, кефира и молочных сосисок для обеспечения поезда.

Молочные сосиски изготавливались только из охлажденного мяса (мороженое не допускалось) с использованием натуральной кишечной оболочки. Они обладали особым вкусом, при употреблении слегка похрустывали. Значительно отличались от сосисок в искусственной оболочке, которая при варке изымалась, что являлось предметом насмешек.

Брежнев за два года до окончания жизни одряхлел, плохо говорил... Кстати, его роль впоследствии замечательно исполнил в телесериале Сергей Шакуров. В одном из эпизодов фильма Брежнев охотится в Завидово, где специально подкормленные кабаны были легкой мишенью. Согласно сюжету картины Леонид Ильич «сумел» подстрелить 20 животных. При разделке туш он сам распределяет трофеи: «Этот кусок Тихонову (председатель Совета министров), этот – Громыко (министр иностранных дел), этот – Устинову (министр обороны)». Проявлял заботу о товарищах..

Вся жизнь в стране в те годы проходила спокойно, мирно. Проводились ежегодные субботники. Замечательно прошла «Олимпиада-80» в Москве. Ветераны труда награждались орденами и медалями. Только в городе и районе в списке награжденных было более 1500 человек. Об этом свидетельствует замечательная книга «Честь по труду», подготовленная и изданная Владимиром Федоровичем Остапчуком, председателем районного Совета ветеранов.

Уже после смерти Брежнева была объявлена амнистия заключенным. Я был назначен председателем комиссии при проведении ее в Выборгском следственном изоляторе. Как же радовались освобождаемые досрочно!.. Получается, даже своей кончиной Леонид Ильич принес радость многим людям.

Мясо и молоко – свое!

А. Н. Косыгиным в конце семидесятых готовилась Продовольственная программа «Для преодоления товарного дефицита и интенсификации производства в сфере сельского хозяйства для улучшения питания и продовольственного снабжения в СССР.» Принята она была в 1982 году и рассчитана до 1990 года.

К концу семидесятых годов в Выборге сложилась весьма благополучная обстановка в работе пищевых предприятий.

Мельничный комбинат выпускал более семи тысяч тонн обойной пшеничной муки I и II сорта в год , выполнял заказ на поставку муки на Крайний Север, эта поставка планировалась как особый правительственный заказ.

Кондитерская фабрика вырабатывала до 40 тонн продукции в сутки. Продукция направлялась на Урал и в Западную Сибирь, изделиям присваивался государственный Знак качества.

Молочный завод перерабатывал в летний период до 220 тонн молока в месяц (молоко пастеризованное, творог, сметана, пластиковые сливки), 60 тонн продукции в месяц отправлялось в Ленинград, особенной известностью пользовались фасованные творожные сырки.

Завод лимонной кислоты производил в сутки 5 тонн продукции, был третьим в СССР по значимости, продукция распределялась строго предприятиям по списку министерства пищевой промышленности РСФСР, значительная часть шла в южные районы и на Украину.
Пивоваренный завод выпускал пиво для всей Ленинградской области, самым известным было «Жигулевское».

Завод рыбопромышленного оборудования изготавливал оборудование для обработки рыбопродуктов, единственным в стране применял титан.
Сетевязальная фабрика – предприятие союзного значения. Чтобы приобрести сеть за наличный расчет индивидуального пользования, в наш город приезжали любители рыбной ловли из всех областей России, включая Дальний Восток.

Мясокомбинат. Ассортимент колбасных изделий насчитывал 30 наименований, особым спросом пользовались сосиски «молочные», они направлялись в 1975 году по 200 кг спецтранспортом в столовую Смольного. Было освоено (единственное предприятие Северо-Запада) производство сырокопченой колбасы. Колбаса поставлялась на базы ВМФ для снабжения подводных лодок, уходящих в длительное плавание, экипажам которых было «хоть полгода плевать на погоду». Четырем изделиям деликатесной продукции был присвоен Знак качества, в 1977 году была открыта фирменная секция в магазине № 40 по продаже колбасных изделий. Два мастера колбасного производства были в 1977 году награждены орденами.

Хлебозавод – единственное в городе предприятие, которое в 90-е годы выстояло. Все же вышеназванные прекратили свое существование.
Выборгский черный ржаной хлеб отличался привлекательным вкусом, буханка свежеиспеченного хлеба была лучшим сувениром для финнов во время совместных встреч в интерклубе на Сайменском канале. Кстати, и в настоящее время хлеб, выпекаемый пекарнями райпотребсоюза (сорта «Дарницкий»), пользуется спросом у населения.

К 80-м годам в городе значительно расширилась сеть торговых предприятий и треста столовых. Успешно работали три ресторана (на вокзале, в гостинице «Выборг», «Круглая башня»).

К открытию Олимпиады-80 были построены Дом торговли и ресторан «Север» на 447 мест, открылись магазины самообслуживания.
Вся продукция предприятий выпускалась с обязательным соблюдением ГОСТа. Государственный стандарт – одна из основных категорий стандартов СССР, действовавший на всей территории страны. Его нарушение каралось уголовным кодексом.

Однако благополучная работа пищевых предприятий закончилась в девяностые годы. Особенно стало трудно после дефолта 1997 года. Мне пришлось быть свидетелем (в то время я работал уже в Выборгском центре занятости населения) того, как закрывались предприятия, и люди, становясь безработными, приходили на регистрацию.
Было грустно и обидно…

Маркеловна из «Арарата»

После войны в городе сразу же был восстановлен пивоваренный завод. Отличная вода из артезианской глубинной скважины, передовая технология и опытные мастера позволили производить пиво, лимонад и другие напитки отличного качества.

В городе было несколько пивных, в которых всегда имелось свежее пиво. Свободно продавался алкоголь и вина. В памяти остается заведение под названием «Арарат» на первом этаже жилого дома на углу Ленинградского проспекта и проспекта Ленина. Там (на разлив) можно было «принять на грудь» бокал шампанского, 50 или 100 граммов коньяка (армянский три звездочки) или стаканчик портвейна « Три семерки» (в народе «три топорика»).

Заведовала и отпускала напитки очень серьезная, полная женщина. Все мужчины уважительно величали ее по отчеству – Маркеловна. Часто можно было слышать от проходящих по проспекту мужчин: «А не зайти ли нам к Маркеловне?»

Различные спиртные напитки, водка, дешевые вина были в семидесятые годы вполне доступны. Пьян-ство у мужчин в городе было значительным. С полной нагрузкой работал медицинский вытрезвитель, комиссия при милиции отслеживала и направляла в специальные лечебные трудовые профилактории (ЛТП) пьяниц и алкоголиков. Большую грусть вызвало у сильного пола в годы правления Юрия Андропова повышение цены на водку и новое название «Экстра». Но неунывающий русский народ расшифровывал его так: «Эх, Как Стало Трудно Русским Алкоголикам!»

После введения Постановления правительства о борьбе с пьянством и алкоголизмом возник дефицит на продажу алкогольных напитков. Поскольку продажа спиртного играла значительную роль в выполнении плана торговли, то введены были два показателя государственного плана (с алкоголем и без алкоголя).

Нас, заместителей председателей районных исполкомов, ежеквартально вызывали в область с отчетами о выполнении плана по торговле. У меня как у председателя комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом было двойственное положение. С одной стороны надо было выполнять план по реализации алкоголя, а с другой стороны – бороться с его потреблением.

Вячеслав ЖЕЛУДКОВ

(Начало в №№ 39, 41) (Продолжение в следующем номере)

Читайте также