Узнаем ли мы, каким был парк при принце Вюртембергском?

Узнаем ли мы, каким был парк при принце Вюртембергском?
1195
Фотография В. А. Позднякова. 1990-е гг.

Археология в Монрепо конца XX века

Первая, хорошо документированная археология Монрепо «музейного» периода относится к 1993 году. Тогда, в рамках разработки историко-архитектурного опорного плана, по заказу музея исследования проводила главный археолог московского Научно-проектного реставрационного предприятия «Симаргл» Е. Л. Хворостова (Открытый лист №532 от 28.06.1993).

Целью исследований было уточнение планировки некрополя на острове Людвигштайн и определение мест расположения двух утраченных строений ‒ жилых домов у Мариентурма и у въезда со стороны Паульштайна, построенных в конце XVIII века для сдерживания нежелательных проникновений в усадьбу.

Исследования были не очень обширными, не выходили за рамки поставленных задач (определялись места расположения, а не полные размеры и планировка сооружений), зато проводились бережно по отношению к памятнику. Например, при определении места захоронения Людвига Генриха Николаи археологи, дойдя до кирпичного свода склепа, не поддались соблазну исследователя и остановились, ввиду возможности обрушения. В этом и в других случаях в отчёте постоянно звучат рекомендации в дальнейшем сочетать исследования с консервацией. Все шурфы по окончании работ были засыпаны с восстановлением дёрна; индивидуальные находки (фрагменты керамики, стекла и т. п.) переданы в музей.

Уже тогда, в 1993 году археологи с сожалением констатировали, что дальнейшие исследования будут осложнены наличием перекопов и переотложений материала: Елена Хворостова не была первопроходцем в Монрепо. В пояснительной записке к отчёту изложены сведения о двух предшествующих этапах археологических исследований.

В 1990 году в Монрепо исследования велись параллельно специалистами по биолокации (Изыскательский кооператив «Энергия-2») и археологами отряда Дмитрия Львовича Яблоника, чьи научные интересы были сосредоточены в то время на культовых и погребальных археологических памятниках. Впрочем, Вячеслав Тюленев (1947‒1996), который как руководитель выборгской экспедиции и получатель открытого листа должен был курировать отряд Д. Л. Яблоника, указывает 1991 год, а результаты работы лозоходцев 1990 года называет предпосылкой к проведению исследований. Лозоходцев Вячеслав Альбертович в своём отчёте неприязненно называет «чревовещателями», а Д. Л. Яблоника упрекает в отсутствии какой-либо отчётной документации. Осталось неясным, работал ли вообще отряд Д. Л. Яблоника в Монрепо в 1991 году и чьи брошенные раскопы с оставленными на поверхности артефактами обнаружил там В. А. Тюленев.

Подводные исследования Выборгской археологической экспедиции в Монрепо, 1983 год

В начале 1980-х (задолго до учреждения музея) в Монрепо работал отряд Аллы Кищук. В пояснительной записке НПРП «Симаргл» с сожалением отмечено, что отчёт по результатам исследований её отряда также не был сдан в архив Института археологии РАН (это подтверждают недавние запросы в архив). В сборнике «Археологические открытия 1983 года» (Москва, 1985) куратор отряда В. А. Тюленев упоминает эти работы очень коротко, по сути просто подтверждает факт проводившихся отдельными отрядами (без упоминания руководителей) исследований «малых форм» в Монрепо. Сам Вячеслав Альбертович в тот год занимался в Монрепо подводной археологией: при помощи аквалангистов обследовал дно вокруг острова Людвигштайн и в протоке на месте паромной переправы.

В Пояснительной записке НПРП «Симаргл» указано, что в фиксации работ А. А. Кищук принимал участие архитектор В. В. Дмитриев. Виктор Дмитриев в 1980-е годы входил в состав инициативной группы по созданию музея. Будь обнаружено отрядом А. А. Кищук что-либо существенное периода «до Николаи», это было бы использовано в документации по обоснованию создания музея, так как повышало бы историческую ценность территории. Очевидно, что отсутствие своевременно оформленного отчёта не позволило принимать во внимание исследования А. А. Кищук. Только спустя 20 лет выходит в свет её книга «Парк Монрепо в Выборге» (СПб., 2001). Книга, безусловно, интересная, предназначенная широкому кругу читателей, но ‒ всего лишь книга. Возможно, изложенное в ней так и останется гипотезой автора, не подтверждённой данными археологии, и мы никогда уже в точности не узнаем, каким был парк при Ступишине и принце Вюртембергском.

Валентин БОЛГОВ, главный хранитель музейных предметов

Источники и литература:

  • Архив ГБУК ЛО «ГИАПМЗ «Парк Монрепо». ГП-А-26/94. Разработка генерального плана развития музея-заповедника. / НПРП «Симаргл». Т. 3. Археологические исследования. Книга 1. Пояснительная записка. Фотодокументация. Москва, 1994. 92 л.
  • Архив ГБУК ЛО «ГИАПМЗ «Парк Монрепо». 139/91. Отчёт о результатах биолокационной съёмки, проведённой на территории Монрепо. / Изыскательский кооператив «Энергия-2». Ленинград, 1991. 10 л.
  • Тюленев В. А. Выборгская экспедиция. // Археологические открытия 1983 года. М., 1985. С. 35.
  • Архив ГБУК ЛО «ГИАПМЗ «Парк Монрепо». Приложения к Акту ПП 2003-47. «Коллекция ксерокопий и фотографий, посвящённых исследованиям в Монрепо в 1983 году» (ПМ-НВ-242/1-13).

Читайте также