Пусть звучат и гитара, и кантеле …
На днях в нашем городе побывали гости из Лаппеенранты: пастор Ману РЮЁСЁ и пастор-миссионер церкви Ингрии Арво СУРВО, который провел мастер-класс по песнопению для любительского Агрикольского хора. Автор этих строк поспешил в собор свв. Петра и Павла, чтобы встретиться с гостями.
Сейчас мы живем в сложное для людей время, потому что какие-то силы стараются сталкивать народы, а христианская миссия заключается в том, чтобы предотвратить эти столкновения. Политика политикой, но люди всегда должны оставаться людьми, так считает Арво Сурво:
- Я вырос в Мариенбурге под Гатчиной, в среде, где соседями были русские, молдавские, цыганские семьи, тверская карелка, ингрофинны, и я начал изучать языки и культуру разных народов. На сегодняшний день могу общаться на финском, русском, эстонском, цыганском, эрзянском, мокшанском, водском, ижорском языках и немного на мордовском. Симбиоз разных культур – это настоящее богатство! Когда года два назад младший сын оканчивал институт, где учился музыке, то его преподаватели отметили, что впервые за 20 лет у них был такой одаренный ученик. Мне как отцу это было приятно слышать, но я объяснил сыну, что одаренных детей очень много, а основная причина успеха в том, что он вырос в симбиозе и перекрестье разных музыкальных культур, впитал в себя это музыкальное окружение.
Отметим, что сам пастор играет на гитаре и кантеле, сочиняет духовные песни на разных языках, переводит духовные гимны. Он уже почти 20 лет проживает в Финляндии, но не забывает и ценит годы, проведенные в России.
- Когда я служил катехетом, а потом пастырем в Пушкине, то вел службы на русском и на немецком языке для малочисленных немцев, которые тогда жили в Ленинграде. Посещаемость в Пушкинском приходе, а позже и в других представителями разных народов была на высоком уровне. Мы здесь миссионерство начинали, потом в Мордовии, в других регионах, и везде представители власти задавались вопросом: не приведет ли это к столкновениям? На одной из официальных встреч я сказал: в лютеранской церкви первостепенно стоит вопрос веры и спасения души, но параллельно этому идет и сохранение родного языка через богослужения…
Но если у кого-то появляются ненужные тенденции в понимании национальности и языка, то церковь разъясняет и тормозит такие процессы. И когда некоторые народности настаивают на сохранении своей самостийности, то это не совсем правильно.
Когда мы плотно закрываем все двери и окна, не проветриваем здание нашего Храма, то воздух становится затхлым. И здесь очень важно сохранять уровень, чтобы, с одной стороны, не было сквозняка, ни духовного, ни культурологического, а с другой - чтобы всем было уютно и по-домашнему тепло.
И я очень рад тому, что на сегодняшний день в России это общение и взаимовлияние разных культур, в частности, в духовном плане, имеет место быть.
Какие прекрасные песни христианские пишут и лютеране, и православные! Они иногда берут и наши гимны, а мы заимствуем что-то из православных песнопений. В этом богатство!
«В нашей жизни самое прекрасное не ценою денег покупается», - я написал по-фински.
С будущей женой Кристой они познакомились в советской Эстонии, где Арво Сурво учился богословию. В 28 лет женился, вырастили троих сыновей. В этой интернациональной семье уважают народные традиции, хотя многие, к сожалению, уже утрачены.
Например, в Ингрии до войны была почти повсеместно традиция: на праздник по лютеранскому календарю из соседних православных деревень все идут к лютеранам, потом через две недели тот же праздник отмечают православные, и уже лютеране идут к ним в гости. А мужчинам это в радость: домашнее пиво варят!
А вот еще интересная особенность, касающаяся национального костюма: изначально узоры на нем предназначались для того, чтобы охранить женственность, грудь кормящей матери, позванивающие подвески тоже служили оберегами.
- Когда остро встал вопрос о языческих мотивах в национальных костюмах, прихожанка собора св.Марии в Петербурге, культуролог, профессор математики Татьяна БЫКОВА (по маме Сойту), после службы вышла к алтарю, как мы договорились, и я благословил все национальные костюмы Ингрии, снимая с них всякое язычество, оставляя только красоту и умение мастериц.
Еще пример от Арво Сурво: языческий обычай еловыми ветками на похоронах заметать следы к дому, изначально преследовал вполне конкретную цель - чтобы душа покойника не нашла обратную дорогу, не являлась и не мешала жить. Сейчас, конечно, никто не думает об этом, а традиция живет…
Ольга НАБАТОВА
Читайте также
-
«Возвращение образа 2.0», или Выставка под покровом Богородицы
-
Стали известны выборгские предприятия, которые участвуют в «Неделе без турникетов»
-
Школьники Выборгского района познакомились с гостем из Нигерии на «Классной встрече»
-
В Выборгском районе можно привиться от гриппа в стационарных и мобильных пунктах
-
В Ленобласти сократят количество культурно-зрелищных мероприятий и форумов
-
Выставка, которую следует посетить