Фестиваль финно-угорских и самодийских народов прошел в Выборге

Фестиваль финно-угорских и самодийских народов прошел в Выборге
1442
Игнат Марочек и Дарья Саурина

Всероссийский фестиваль художественного творчества финно-угорских и самодийских народов имеет уже достаточно продолжительную историю. Стартовав десять лет назад, он проходит раз в два года при поддержке министерства культуры РФ и Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова. В этом году в Выборг съехались представители Ямало-Ненецкого, Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Удмуртской Республики, Республики Карелия, Санкт-Петербурга, Мурманской, Псковской и других областей.

Наш регион был представлен коллективами Бокситогорского, Всеволожского, Гатчинского, Кингисеппского и Подпорожского районов.

В маленьком городке, развернувшемся в Центральном парке, звучала народная музыка, пели и танцевали, а творческие лаборатории знакомили зрителей с традиционными народными играми, песнями и танцами. В рамках выставки «Изделия саамского рукоделия» прошли мастер-классы по работе с рыбьей кожей и ручному плетению, а финно-угорские умельцы продемонстрировали свои достижения.

Руководитель Центра культуры народов России Мери РУСАНОВА отметила, что популярность фестиваля ширится, и что Выборг уже второй раз тепло принимает его участников. Отметим, что соорганизатором события был Дом народного творчества Ленинградской области, руководит которым Ангелина ОВСЯНИК.

Выступление фольклорного ансамбля «Вереск», в исполнении которого прозвучали задорные финские песни, задало настрой фестивалю. Хозяева активно знакомились с гостями, так,

выборгский волонтер Валерия ДАНИЛОВА уже собирается в Ненецкий автономный округ, куда ее пригласили участники ненецкого ансамбля песни и танца «Хаяр».

– Мы живем на европейском севере России, на берегах Белого и Баренцева морей, в тундре, где растет морошка и много оленей, – приглашает выборжцев Анастасия БОБРИКОВА. – Летом у нас солнце не заходит за горизонт. Живем в городе, в современном доме. Население 25 тысяч жителей, есть кинотеатр, торговые центры...

Выборжанка Олеся КИСЛЯКОВА с интересом знакомилась с необычными этносами, вдохновлялась их сильной и доброй энергетикой. Говорит, что захотелось больше узнать и о своих корнях.

Из удмуртского села Юнда прибыл в наш город ансамбль, название которого в переводе на русский означает «Серебряный напев». Его участники представляют бесермян – малочисленный коренной народ севера Удмуртии. Ваш корреспондент познакомился и с молодыми участниками ансамбля «Поющий север» Ямало-Ненецкого автономного округа Игнатом МАРОЧЕК и Дарьей САУРИНОЙ, которым очень понравился Выборг.

Возле одной из палаток был замечен настоящий шаман, правда, позже выяснилось, что это кандидат исторических наук, этнограф Тимофей МОЛДАНОВ, представлявший Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Он рассказал, что у ханты и манси схожие языки, общие праздники и духи-покровители. Кстати, Юлия ШАНИНА, изучающая антропологию, специально приехала в Выборг из Петербурга, чтобы повидаться с этим удивительным человеком – настоящим чародеем.

Представительница нганасанов – древнейшей народности, которая проживает только на Таймыре – Светлана ЖОВНИЦКАЯ сообщила, что сегодня нганасанов насчитывается немногим более 700 человек. Эта народность, относящаяся к финно-угорской самодийской языковой семье, в прошлом году праздновала 20-летие создания своей письменности. Сложный родной язык сегодня изучают 96 школьников и 41 воспитанник детского сада. Рядом с нганасанами живут долганы, ненцы, энцы, эвенки. Это исконная земля их обитания.

– Меня нганасаны зовут Дизар – солнечный луч, шутят: луч света в темном царстве. Я разработала нганасанскую письменность на основе кириллицы, – поделилась своим достижением Светлана Нереевна. – В 80-х годах эта народность утратила оленеводство, а олень для северян – и транспорт, и одежда, и пища. Сейчас нганасаны ведут современный образ жизни: живут в тундре в 4-х квартирных домах, смотрят спутниковое телевидение, ездят зимой на снегоходах, а летом на моторных лодках. Занимаются рыболовством и охотой. Но ушло оленеводство – ушла и национальная одежда. Фольклорные группы вынуждены покупать ее у старшего поколения. Моему костюму, к примеру, более 50 лет. Очень сложно говорить о возрождении оленеводства – молодежь утратила навыки древних промыслов и проживания в суровых условиях…

Наши ближайшие соседи приехали на фестиваль из Гатчины. В этом году Центр культуры ингерманландских финнов отметил пятилетие. За это время удалось собрать коллекцию образцов рукоделия, старинной утвари.

Мы сумели воссоздать народные костюмы, и наши мастерицы продолжают возрождать вязание, вышивку, валяние игрушек из шерсти, создание народной куклы финского народа – рассказывает директор центра Нина АНИКОНОВА-ЭРТЭ.– В нашей организации 50 человек: представители старшего поколения, разговаривающие на ингерманландском диалекте, люди среднего возраста, знающие финский литературный язык, есть и молодежь…

Учитель финского языка, русского и литературы, автор-исполнитель ингерманландская финка Ирма ПЕННОНЕН поет старинные национальные песни. Её мать Хельми Абрамовна – учитель физики, а отец Вернер-Рихард – рабочий. Дочь Алина учится в педагогическом институте – она девятая в ингерманландской педагогической династии.

Женщина-рунопевица соединяет все. Стихи похожи на время, они круглые как кольцо. И руки, которые обнимают любимого человека, и солнце – тоже круг, круг жизни, – поёт Ирма.

Старейшему члену этого коллектива Анне Ивановне ЛИУККОНЕН 82 года, она исполнила для нашего корреспондента песню про Ингерманландию, которую ей пела бабушка. Анна Ивановна живет в Гатчине, а дочь и внучка – в Больших Колпанах. Кстати, несколько лет назад там открылась первая ингерманландская школа…

Ольга НАБАТОВА

Читать все статьи автора Ольга Набатова

Читайте также