Будни монастырей в Карелии

Будни монастырей в Карелии
2187
Будни монастырей в Карелии

Минувшим летом автор этих строк побывал в некоторых монастырях Северо-Запада. Сегодняшний рассказ – о Валаамском и Коневском. Что в наши дни происходит в монастырских обителях, какова жизнь монахов и паломников?

Свято-­Преображенский Валаамский

Благочинные обители, раскинувшиеся со всеми отдаленными скитами на Валаамском архипелаге, могут способствовать несению воинской службы на островах, поскольку здесь расположена действующая часть ПВО, и имеется соглашение между Московским Патриархатом и минобороны России о наборе на службу достойных юношей православного вероисповедания, прошедших предварительные дополнительные испытания в качестве трудников. Комплектованием занимается офис гостиничной службы обители.

На практике это происходит так: за полгода до ожидаемого призыва, не снимаясь с призывного учета, кандидат на службу лично приезжает в монастырь с комплектом документов (тот же набор, что и для предоставления комиссии военкомата) и несет послушание в монастыре в качестве трудника в течение 6 месяцев.

При положительном решении, принятом по результатам испытательного срока, трудник – кандидат на службу – получает через гостиничную службу обители временную регистрацию на о. Валаам, встает на учет в Сортавальском военкомате (снимаясь с учета по месту прошлой регистрации). До официального призыва юноши живут в обители по монастырскому уставу. При грубых нарушениях устава обитель может отказать призывнику, отчислив его из монастыря. В таком случае путь бывшего трудника к воинской службе далее не отличается от «классического» призыва в Вооруженные силы.

В монастыре с призывниками проводятся спортивно-патриотические занятия. Основными задачами является поддержка, развитие и воспитание призывников в православной вере, укрепление волевых качеств и подготовка к службе. Проводятся занятия по общей физической подготовке, спортивному воспитанию, строевой подготовке, основам самообороны. Дополнительная подготовка включает историко-патриотические занятия и катехизацию, а также регулярные беседы со священником.

На взгляд автора этих строк (а я прошел воинскую службу и получил боевой опыт в Чечне), «усиленная» в части православной веры подготовка помогает молодому человеку подготовиться духовно и окрепнуть.

В небольших монастырях, к примеру, на о. Коневец, такой возможности пока нет. Когда военные в 1991 были выведены с Коневца, сюда пришли монахи и обнаружили картину полного запустения…

В монастыре Арсения Коневского

Более 600 лет насчитывает обитель во имя Рождества Пресвятой Богородицы, основанная преподобным Арсением Коневским. Многие гости приурочивают посещение монастыря к основным праздникам – памяти преподобного Арсения Коневского, 25 июня, и Коневской иконы Божией Матери, 23 июля. Иногда в эти дни случаются архипастырские визиты.

В 1939 году отсюда был «выбит» финский гарнизон, ушли и монахи, образовав в Финляндии Ново-Коневский монастрь (ныне несуществующий, объединившейся с Ново-Валаамским). На острове на какое-то время обосновались советские военные, затем с началом Великой Отечественной ушли и они. Вернувшись в 1944 году, сделали из главного храма обители склад для торпед. Под пол, в храме, где под тяжелым камнем (под спудом) ушедшими монахами были укрыты мощи основателя монастыря, военные сбрасывали мусор.

Примечательно, что во время нахождения на острове немногочисленного финского гарнизона и двух десятков монашествующих русских отношения между ними складывались хорошо, они не мешали друг другу – финны семьями селились в «большой гостинице для паломников», создали образовательную школу, платили за аренду помещений, а монахи жили своим уставом. Наши военные, придя на остров, посчитали все «своим», национализированным, и не платили монахам никогда и ничего. С уходом в 1991 году с острова морской воинской части было выведено из строя оборудование, в том числе электрогенераторы.

Сегодня на острове, где численность братии достигла 19 человек, электричество есть уже пару лет – в рамках реконструкции Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря и развития туристско-рекреационного комплекса северного Приладожья завершено строительство подстанции «Бухта», мощностью 35 кВ в пос. Владимировка. Но так было не всегда: ранее и еще в 2018 году, когда отмечалось 625-летие обители, «свет» давали по два часа в день, и лишь в скиту (в глубине острова, где несут послушание еще два монаха), имелся небольшой ветрогенератор. Так служили монашествующие не один год; семь иноков после долгого перерыва и запустения острова прибыли восстанавливать обитель 28 мая 1991 года.

Нужна добрая репутация

Однако вернемся к допризывникам-трудникам. Трудником может стать любой человек, в работе на благо монастыря вам не откажут, обеспечив едой, инструментом и в некоторых случаях одеждой. Однако за допущенную провинность неотвратимо последует наказание. Трудника могут принять сюда по рекомендации настоятеля другой обители, но если отношения были нарушены по его вине, потребуются усилия, чтобы восстановить добрую репутацию, то есть новый испытательный срок. Поскольку условия размещения трудников (на примере Валаамского и Коневского мужских монастырей) различаются, наиболее «удобные» места для проживания предоставляются трудникам с хорошей репутацией и тем, кто добровольно прибывает помогать на срок более двух недель. Трудник, лишившийся по каким-либо причинам доверия игумена, исключается из обители. Священноархимандрит, куратор Коневской обители – епископ Выборгский и Приозерский Игнатий. Наместник Коневского Рождество-Богородичного монастыря – архимандрит Александр.

Приезд трудника нужно согласовать с благочинными. По приезде требуется предоставить флюорографию и справки об отсутствии заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекции. Необходимо иметь деньги на дорогу в оба конца, а также рабочую одежду. Быть готовым к беседе сначала в офисе гостиничной службы, а затем с настоятелем монастыря – игуменом, и, конечно же, готовым добровольно нести тяготы и лишения, связанные с «не комфортабельностью» бытовых условий. Быть готовым к смирению, соблюдать устав.

 По-особому хорошо относятся к казакам-трудникам как к носителям и популяризаторам православия, обладателям внимательного к деталям взгляда и педантичного ума, а также дара сообразительности.

В трапезной

Паломники читают молитвы в монастырях не только во время служб, но и во всех приличествующих случаях в соответствии с канонами русской православной церкви. Одной из таких традиций стал я свидетелем во время «экскурсии» в трапезную монастыря. Здесь, в просторном помещении с невысокими сводами расположено окно выдачи и установлены три длинных стола – каждый на 60 человек. В начале июня тут ежедневно обедает несколько десятков групп, сменяющих друг друга – судите сами о числе паломников. Впрочем, если вы прибыли в монастырь как турист, в том числе и без экскурсии, вас тоже не оставят. Только следует зайти в офис гостевой службы и объявить причину своего визита. За плату (ее называют пожертвованием) в 350-400 рублей вас накормят в трапезной. Мне запомнился особый вкус монастырского хлеба. Его пекут и даже выдают желающим в строго определенные часы.

Монастырскую трапезу В.И. Немирович-Данченко описал свое время так: «Трапезы здесь иногда оканчиваются совершенно неожиданно. Пообедав, настоятель встает и приглашает всю братию идти работать на огороды. От этого не имеют права отказываться и присутствующие на трапезе богомольцы. С настоятелем во главе отправляются в низины, где преимущественно разводится всякая овощ. Копают гряды или собирают картофель, смотря по времени года. Работа продолжается до ужина. То же самое с сенокосом. По приглашению к трапезе вся братия берет косы и грабли. Работники косят, а братия убирает, сушит и в зарод кладет. Есть из братии старцы, которые «по смирению своему» тоже за косы берутся, и соединяются с рабочими. Покосы продолжаются две недели, от Петрова дня до 7 июля, а иногда и до 20-го. В это время к 12-ти часам стараются покончить трапезу, и с полудня до 9 или 10 братия работает «неустанно».

Андрей КАШКАРОВ

(Окончание следует)

Читайте также