«ЛОСКУТКОВОЕ ОДЕЯЛО ЖИЗНИ» ЛАРИСЫ ИГНАТЕНКО

«ЛОСКУТКОВОЕ ОДЕЯЛО ЖИЗНИ» ЛАРИСЫ ИГНАТЕНКО
941
«ЛОСКУТКОВОЕ ОДЕЯЛО ЖИЗНИ» ЛАРИСЫ ИГНАТЕНКО

Ларису ИГНАТЕНКО в нашем городе помнят многие. Кто-то – как талантливого педагога, руководителя существовавшего в нашем городе Центра детской дипломатии, а кто-то – как актрису и режиссера Народного театра оперетты, собиравшего аншлаги в 80-е годы. Кроме того на её актёрском счету более 20 ролей в кино. На днях в библиотеке на Рубежной, 18 состоялась  творческая встреча с Ларисой Игнатенко под названием «Лоскутковое одеяло моей жизни».

Перепела Магомаева

Актерские таланты обнаружились в ней достаточно рано. Сама Лариса утверждает, что впервые почувствовала вкус аплодисментов ещё в трехлетнем возрасте. 

– Моя мама была певуньей, а отец был «горазд» во всем, что касалось искусства. Я пела и танцевала всегда и везде, а когда пошла в школу, продолжала бегать в детский сад и устраивать концерты детишкам.  Уже в старших классах все лето работала – то в садике, то в пионерском лагере. Однако в школе меня не замечали, а запевалой в хоре была дочка завуча и учительницы русского языка. Однажды, когда я, как обычно, надрывно пела песню Магомаева, наша соседка Лиза сказала: «Лорка, а ведь ты поёшь лучше!». Это был знак свыше, и моя судьба была решена! 

Сначала Лариса была солисткой вокально-инструментального ансамбля местного Дома культуры, а после выпускного  класса успешно прошла отбор в Саратовский театр оперетты. 

«Мне не нужна на сцене пионерка!»

Первая роль, которую доверили юной девушке, стала для неё настоящим испытанием. Ей, вчерашней советской школьнице, надо было сыграть женщину лёгкого поведения в оперетте «Куба – любовь моя»:

Режиссер кричал: «Мне не нужна на сцене пионерка!» – Худсовет пять раз совещался, насколько еще нужно мне уменьшить вырез на спине и укоротить юбку... А я, дрожа от страха, что выгонят, осваивала умение перевоплощаться в образ. 

Иногда творческий поиск приводил к совсем неожиданным происшествиям:

Однажды на гастролях, во время спектакля «Любовь по-американски», где я играла одну из трех сумасшедших поклонниц американского актера, у меня вдруг  загорелось платье! Это было следствие поиска «зерна роли»... У меня  не «шла» роль, и художник театра Влад подсказал: будет клево, если меня увидят с сигаретой. Перед выходом на сцену я взяла у него прикуренную сигарету. Как легко стало мне на сцене, как уверенно! Я размахивала ею, делала вид, что курю, и наконец… загасила о подлокотник кресла, в котором сидела! Огонь возник под жакетом и кроме меня, вначале, его никто не видел… Несмотря ни на что, я дотанцевала и допела... А уже за кулисами пожарный от души окатил меня из своего «рукава».

А потом Лариса Игнатенко отправилась в Ленинград и поступила в  училище при Консерватории, на отделение музыкальной комедии.

Учиться было трудно, не все получалось. Откровением для преподавателей и сокурсников Ларисы стала маленькая роль Акулины, сыгранная ею в курсовом водевиле «Аз и Ферт» –  ее заметили.

Уже тогда Лариса полюбила кино, бегала на Ленфильм, сниматься в массовках. Правда, втайне от преподавателей консерватории, которые не одобряли такого поведения. А после первого курса её утвердили на роль Дуняшки в «Сибириаде» Андрея Кончаловского. Но сняться в этом киноромане ей так и не довелось. Любовь внесла свои коррективы: в лето съемок – Лариса вышла замуж. Выбор между карьерой и личной жизнью таким образом решился в пользу свадьбы. 

Знаковой для себя Лариса считает встречу с известным режиссёром Яном Фридом, который увидел в ней характерную актрису. Затем  несколько лет она была одной из ведущих актрис Кузбасского театра оперетты.

Театр «Карамболина» – кто помнит?

Летом 1983 года Лариса Игнатенко переехала в Выборг, а уже в сентябре открыла студию оперетты при Доме культуры. Через два года студия получила звание Народного театра. А ещё спустя  два года коллектив перешел на  самоокупаемость и стал называться музыкальным театром «Карамболина». Выборг полюбил оперетту! Спектакли собирали аншлаги, а билеты раскупали за неделю.  Они ставили полноформатные оперетты, концерты-ревю, детские спектакли. Выборгский зритель по достоинству оценил «Бабий бунт», «Свадьбу в Малиновке», «Марицу», «Принцессу из Марьиной рощи», спектакли для детей «В стране Мульти-Пульти», «День рождения кота Леопольда», «Сказочной дорожкой»…  В коллективе было свыше 40 талантливых людей. В их числе Нина ЖУКОВА, Светлана БИЧАН, Вилен ЛЕНИВЦЕВ, Алексей АЛЬБЕРТ, Александра КАРПОВА, Наталья МОРОЗОВА, Андрей НОВОСЁЛОВ, Сергей СПАССКИЙ, Ирина ПЕРЕГУДОВА, Елена ПОЗДНЯКОВА, Анатолий ГЕРАСИМОВ…

– Что такое оперетта? Вокал, танец, актерское мастерство, сценическая речь,  грим... Все приходилось преподавать самой! – вспоминает Лариса Игнатенко. – В течение дня давала уроки, читала пьесу, разводила мизансцены... Умудрялась  отобрать и закупить что-то для оформления спектакля, поруководить записью  фонограмм, изготовителями декораций, художником, радистом и осветителем... и ещё сама продавала билеты! Вот и получалось «сам играю, сам пою, сам билеты продаю!». Наш театр был настоящей семьёй, на двери моего кабинета висела табличка с надписью «Мать».

По словам Ларисы Игнатенко, это было счастливое время, но чрезмерные нагрузки привели к серьёзным проблемам со здоровьем. И в 1991 году она была вынуждена сделать выбор в пользу Центра детской дипломатии, которому было отдано более 20 лет.

На съемках с Анной Самохиной

Особая страница в ее судьбе – съёмки в кино. И хотя актриса признаётся, что не получилось реализовать весь свой потенциал, каждая роль – это целая жизнь, прожитая в образе: «Жизнь Клима Самгина», «Черный ворон», «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности», «Письма на стекле», «Слепой», «Хмуров», «Бездна». На съёмках мелодрамы «Семейный дом» Ларисе Игнатенко довелось стать свидетелем последних дней жизни актрисы Анны Самохиной, о которой у неё сохранились самые тёплые воспоминания: 

Прекрасная актриса и хороший человек, совершенно не тронутый «звёздной болезнью»… К сожалению, Анна рано ушла из жизни, и озвучивали  фильм мы уже с ее дочерью Александрой, у которой оказался очень похожий голос..

Одна из любимых работ в кино – фильм «Оазис любви» – добрая, чудесная история с хорошим концом.  Был еще и  десятилетний актерско-режиссерский проект в Швеции «Русское Рождество в деревне Деда Мороза». А в последние годы Лариса увлеклась литературным творчеством. Впрочем, и преподавательской деятельности не прекращает, помогая подрастающему поколению осваивать вокал и сценическое мастерство.

Сегодня Лариса Игнатенко всё так же полна энергии и творческих идей, открыта  новым проектам, съемкам,  встречам со своим зрителем и читателем.

Зоя ТОКАРЕВА

Читайте также