Порадеть родному человечку

Порадеть родному человечку
2230
Порадеть родному человечку

Рассказываем, что такое конфликт интересов и чем он вреден для государственной службы.

«Клановое» хозяйство

Семейственность, язва начальственных клановых отношений, исторически была свойственна управленцам. Это отражено и в литературе: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, / Ну как не порадеть родному человечку!» (Александр Грибоедов).

Борьбу с семейственностью в гос­учреждениях вела с первых лет советская власть, но не очень последовательно. Один сотрудник Совнаркома как-то пожаловался, что жесткость норм мешает принять на работу ценного специалиста, так как декрет ограничивает совместную службу родственников. На его вопрос, можно ли обойти декрет, Ленин жестко ответил: «Нельзя. За одно такое предложение отдают под суд». Однако советовал добиться официального исключения из правил, если это нужно для пользы дела. Благодаря такому гибкому подходу госаппарат прорастал личными связями, а советское плановое хозяйство позднее прозвали «клановым».

Сейчас такие служебные связи под запретом. Госслужащим полагается избегать конфликта интересов, и это касается не только родственных уз.

Родной завод

В 2020 году органы прокуратуры провели антикоррупционные проверки Россельхознадзора и выявили родственный бизнес у руководителей управлений сразу в нескольких регионах.

Так, глава одного из управлений из Рязанской области передал по сомнительной схеме контрольный пакет рыбоперерабатывающего предприятия и взятый в аренду участок с озером своему пасынку. Было возбуждено уголовное дело о мошенничестве с землей.

Свой подрядчик

В Иркутской области прокуратура три года назад опротестовала государственный заказ на обслуживание Усть-Илимской городской детской поликлиники. Торги были признаны незаконными, поскольку проверка выявила конфликт интересов.

Контракт получила клининговая фирма «Валькирия». Учредителем и совладельцем этой коммерческой компании была сотрудница поликлиники, которая по своей должности выполняла функции контрактного управляющего. Администрация области подавала апелляцию, но прокуратура доказала свою правоту в арбитражном суде.

Вуз по блату

Одна из общественных организаций провела исследование, в ходе которого стало очевидным, что дети чиновников и генералов легко поступают в лучшие университеты. Это делается в рамках целевого набора от структур, где работают их родственники.

По данной схеме ведомство, заинтересованное в специалистах, может отправлять абитуриентов на учебу, предоставлять им дополнительную стипендию и жилье. В этом случае конкурс небольшой, можно пройти в вуз и с низкими баллами ЕГЭ. В российских вузах до 30 % бюджетных мест по многим специальностям распределяют через такие квоты.

Общественники изучили целевые наборы в 15 учебных заведениях. Из 3000 студентов, поступивших за четыре года по целевому набору, 102 человека оказались родственниками чиновников в тех госструктурах, что направили молодых людей на учебу. Явно не обошлось без связей и властных полномочий. Большинство этих студентов не смогли бы поступить в вузы без целевого набора, так как на экзаменах набрали меньше проходного балла, поясняют авторы исследования.

«В текущем виде целевой набор провоцирует коррупцию и несправедливость. Такое поступ­ление возможно, но оно должно происходить открыто и под общественным контролем», — комментирует доцент РАНХиГС Юлия Галямина.

Перегибы на местах

Борьба с семейственностью иногда выходит боком. Шесть лет назад власти одного из районов Петербурга перестарались в антикоррупционной политике, начав «вычищать» педагогические династии учителей и медиков.

Администрация усматривала в служебно-родственных связях соблазн пристрастного подхода, поблажек по работе и завышения зарплат. И если ранее государство славило профессиональные династии, то в данном случае матерям и дочерям, работающим в одной школе, предлагали выбирать между увольнением «по собственному» или по сокращению.

После критики такую деятельность прекратили. Ее не поддержали ни главы других районов, ни местные парламентарии.

«Это не тот уровень, с которого нужно начинать бороться с коррупцией. Если проблемы есть, то решать их нужно, разбирая каждую ситуацию отдельно», — резюмировал один из депутатов петербургского ЗакСа.

Читайте также