Из истории горы Папула

Из истории горы Папула
1147

Архитектор Юхан Виисте в свое время назвал Выборг городом знаменитых парков, имея в виду не только Монрепо и Эспланаду, но и другие территории, в том числе и расположенные в пригородах.

О парке Папула написано немало. Парк был основан на средства барона В. Бурьяма в 1886 году. Проект разработал стокгольмский садовый архитектор Е. Райберг, а реализовал главный садовник Выборга Карл Матиас Рамстрем.

На вершине Папульской горы когда-то находилась смотровая башня, называвшаяся Pilipuu и построенная в 1887-1888 годах по проекту Карла Диппеля. Просуществовала башня недолго – в 1906 году ее заменили на более высокую, металлическую. Необычный корпус новой башни придумал книготорговец Виктор Говинг. Со смотровой площадки башни, как писали местные газеты в 1909 году, открывался замечательный вид на город и замок, на форштадты, на залив и многочисленные острова.  Рядом со смотровой площадкой по проекту Уно Ульберга и Акселя Гюльдена был возведен ресторан, получивший название «Папульский папильон». Увы, спустя 9 лет, ресторан, в котором была запрещена продажа спиртного, сгорел. В 1928 году в парке был построен новый ресторан, пользовавшийся у горожан большой популярностью. Здание проектировали архитекторы Вяйно и Тойво Лоуска.

К югу от Pilipuu в 1891-1894 годах была возведена водонапорная башня. Вместимость ее составляла 1000 кубометров воды, которая отсюда поступала в сети городского водопровода. Это колоритное сооружение горожане называли Водным замком, Водонапорной крепостью, а то и просто Водокачкой.

В 1922 году застраивалась северная часть парка. Здесь появился целый комплекс концертных площадок, открылся ресторан «Хувикаллио», летом проходили различные музыкальные и театральные представления.

Были в парке и спортивные сооружения. По решению городских властей в 1900 годы были выделены средства на строительство в парке лыжной горки. Гора с трамплином была готова практически через год. А в 1910-м здесь состоялись национальные соревнования по лыжным видам спорта.

Еще в 1870-х в восточной части парка был сооружен стадион, который через пять лет советник Вильгельм Рохем передал городу. В 1922 году стадион был официально освящен, так что ему уже больше ста лет. В 1933 году здесь проходили крупнейшие все финляндские легкоатлетические соревнования, в которых участвовали многие знаменитые спортсмены своего времени. В наше время стадион назывался «Локомотив» и когда-то активно использовался железнодорожниками.

Там, где заканчивается Папульский бетонный мост через бухту Радуга и начинается Светогорское шоссе, вправо уходит неприметная грунтовая дорога. Мало кто знает, что она носит название Телевизионной улицы, хотя жилых домов  здесь не имеется – в основном старые фундаменты и развалины. Особенно много их примерно на середине улицы, где от нее в гору отходит ответвление. Именно здесь и располагалась когда-то первая в Выборге спичечная фабрика, принадлежавшая г-ну Глоубергу. Дата ее основания – 1863 год. Точно неизвестно, сразу ли освоил владелец производство так называемых шведских спичек, или же фабрика начинала работать по старой технологии. Если исходить из того, что пионеры передового спичечного производства братья Лундстремы получили реальный коммерческий успех только в семидесятые годы, то можно предположить, что начинал Глоуберг работать еще по старинке. Трудилась у него на фабрике, скорее всего, молодежь из ближайших предместий – Лойканена, Папулы, Марковиллы. Почему именно молодежь? Да потому что пожилым людям здоровье на позволяло работать с белым фосфором. Впрочем, и молодые до старости на этом производстве не доживали.

Производство спичек продолжалось до 1904 года. Позднее на этих площадях разместилось предприятие Андрея Никитина «Lestitehdas». Чуть выше этого места и находилась та самая лыжная гора, о которой шла речь выше. Там проходили прыжки с трамплина, устраивались народные гуляния…

Точку в истории оживленной истории горы Папула поставила война. Тогда здесь были разрушены многие знаковые сооружения, в оставшихся кое-где домах жили люди, были огороды и сады. Но со временем бухта Радуга превратилась сами знаете во что, и жить там стало не в радость. Сейчас только пение птиц нарушает тишину этих мест да цветение черемухи и сохранившихся кое-где старых плодовых деревьев привлекает внимание редких прохожих.

Между тем, в нескольких десятках шагов от старых фундаментов находится примечательный природный объект, который напоминает «Падающий камень» парка Монрепо. Изображение этой достопримечательности можно увидеть на многих довоенных и даже дореволюционных фотоснимках и открытках. Сам объект сегодня испещрен автографами современных любителей запечатлеть свое имя в истории – речь идет об огромном гранитном валуне, как бы зависшем на краю горы у дороги. Валун опирается на несколько камней поменьше, под ним может на коленях проползти взрослый человек.

Возможно, в докарельские времена, когда тут обитали предки саамов, это был так называемы сейд, т. е. священное место? Судя по старинным картам, здесь и дороги-то раньше не было, так что валун находился в достаточно уединенном месте. Чаще всего сейдом становился камень, чем-то отличающийся от других или находящийся в определенном месте. Осколок скалы, о котором идет речь, полтора-два тысячелетия назад лежал на открытом берегу залива, волны плескались у подножья. Конечно, насчет сейда или тотема – это всего лишь предположение, никто уже точно не скажет, что здесь было в давние времена.

Похожий камень есть и в поселке им. Кирова – у стадиона на Волховской улице. (Интересно, что на месте стадиона, как свидетельствует старая карта, было когда-то озеро.) Местные называют валун Большим камнем. На открытках, выпущенных до войны, – то же название. Хочется надеяться, что найдутся в нашем городе любознательные люди, которые смогут помочь в установлении истории этого необычного камня и других ему подобных.

Хочется привести здесь строки из статьи выборгского краеведа и историка Зинаиды Анатольевны Новоселовой, опубликованной в свое время в нашей газете: «Минуло время… Оно не пощадило парка: исчезли скамейки, заросли дорожки, разрушились мостики. Но если любознательный путешественник поднимется сегодня на гору Папула, он может обнаружить следы от ножек металлической вышки – недалеко от ретранслятора. Рядом развалины водонапорной башни, на которой видна дата – 1892, остатки фундамента ресторана. Обозревая открывающуюся взору панораму города, с грустью можно отметить: что имеем – не храним».

В северной части города, неподалеку от Сайменского канала, находился открытый в 1864 году ресторан «Хуусниеми», в котором имелся танцевальный салон. В 1884 году на берегу бухты Хуусниеми был разбит парк с рестораном и кегельбаном. Построенные в 1908-м теннисные корты сделали этот район еще более популярным. Первоначально парк принадлежал основателю «Выборгского тенниса» г-ну Хакману. В книге К. Гренгагена, изданной в 1899 году, упоминаются корты и баня, имевшиеся в парке.

Загородный парк Хуусниеми, раскинувшийся вдоль восточного берега залива, находился к северу от Папулы по почтовой дороге. Современники одобрительно отзывались о ресторане, расположенном в этом парке. Сообщение с городом и данной местностью поддерживалось с помощью паровых катеров. Почтовая дорога отсюда вела к Марковилле и далее к Юстиле.

История развития игры в гольф в Выборге берет свое начало в 1936 году, когда городская теннисная ассоциация, владевшая двумя кортами в Хуусниеми, закончила строительство 9-луночного поля. Фервеи (фервей – идеальная область для приземления мяча при ударе – ред.) там были короткие, в основном 30 -100 метров. 21 ноября 1938 года была создана Выборгская ассоциация гольфа, решившая оборудовать в Маасколе поле с девятью лунками. В мае 39-го новое поле было введено в строй, длина фервеев на нем была уже от 65 до 350 метров.

В 1893 году начала действовать Карельская железная дорога, соединившая Выборг с Антреа (Каменногорск) и проходившая через Таммисуо (один из многих пригородов, находившийся в 5 км севернее Выборга), где стала развиваться промышленность. В 1909 -1910 годах начал свою работу так называемый новый кирпичный завод – производство в Таммисуо стало самым крупным в восточной Финляндии: предприятие ежегодно выпускало до семи миллионов штук кирпича.

Примерно тогда же была построена узкоколейка от Таммисуо (в переводе с финского: Дубовое болото) к погрузочному терминалу на Хуусниеми. Там продукция кирпичного завода грузилась на баржи и отправлялась в гавань Uuras (Высоцк), откуда поступала к зарубежному потребителю или по Сайменскому каналу в центральные районы Финляндии.

Узнать, осталось ли что-то от терминала и узкоколейки, еще только предстоит.

Есть в этих местах еще один примечательный объект – большой камень с изображением паровоза. Камень находится за поселком Кировские Дачи, по дороге, ведущей вдоль залива. О том, кто и когда нарисовал паровоз на валуне, сегодня ничего не известно. Газета уже писала о том, что есть люди, которые хотят восстановить этот рисунок, но данный участок земли находится теперь в чьем-то частном владении, что осложняет дело. Может быть, владелец этой территории все-таки откликнется? Хотелось бы надеяться на лучшее…

Александр БАСКАКОВ

Читайте также