Композитор Петр Акимов и его муза

Выборгский композитор Петр Акимов
2770
Петр Васильевич Акимов

4 августа исполнилось 65 лет со дня смерти замечательного композитора, дирижёра и педагога Петра Акимова, нашего земляка, имя которого вошло в сокровищницу русской и финской музыкальных культур. Современная финская исследовательница назвала его «великим неизвестным композитором».

Из инженеров в музыканты

Он родился в Выборге 7/19 января 1885 года в купеческой семье, окончил Выборгское реальное училище. Поступил в Императорский лесной институт в Санкт-Петербурге, но вынужден был прервать учёбу, так как из-за студенческих волнений институт был закрыт на весь учебный год. Пётр продолжил учёбу в Германии и после окончания Мекленбургского техникума по специальности «электроинженер» в 1907 году получил работу, которая «заключалась в изготовлении проектов электрической инсталляции, была однообразна, механична и скучна». Вернувшись в Санкт-Петербург, Пётр Акимов вновь стал студентом, на этот раз Электротехнического института Императора Александра III (сейчас Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»).

Еще в отроческом возрасте в Выборге Пётр увлёкся музыкой, обучаясь у Эмиля Сивори, Армаса и своего любимого педагога Евгения Аленева. Талант, дарованный Богом, рассмотрел в юношеских сочинениях Петра Акимова ректор Санкт-Петербургской консерватории, выдающийся композитор, педагог и музыкальный деятель Александр Глазунов, который вызвал его и посоветовал учиться музыкальной композиции. Благодаря совету великого маэстро Пётр Васильевич блестяще окончил консерваторию с отметками «отлично» по всем предметам.

У композиторов распространён обычай посвящать свои сочинения определённому лицу. «Ноктюрн», существующий только в рукописном варианте, на котором автор обозначил точную дату написания – 18 июня 1910 года, и лирический эскиз «Вспомни вечер», опубликованный в 1912 году в нотном журнале «Музыка для всех», посвящены фрейлине Эрне Гревэ, которая стала его первой любовью.

Кто же была его муза?

Муза Петра Акимова

В списке фрейлин Российского Императорского Двора фамилии Гревэ нет, но, поскольку композитор так и не опубликовал в печати «Ноктюрн», вероятнее всего, имя и фамилия были специально зашифрованы, чтобы не бросить тень на репутацию возлюбленной. Возможно, музой композитора была графиня Марина Голенищева-Кутузова (1880-1951 гг.), по мужу Граббе. В русском языке буква «Б» может заменяться на «В», например: Василий = басилевс, т.е. «царь, монарх, правитель». Марина сокращается до Арна, если убрать буквы «М» и «И». Марина Александровна, родившаяся 18 декабря 1880 года в старинной дворянской семье, стала фрейлиной императрицы Александры Фёдоровны, супруги императора Николая II, 9 апреля 1900 года.

Отец фрейлины, граф Александр Голенищев-Кутузов (1846-1897 гг.), генерал-майор свиты и гофмаршал из графской ветви рода Кутузовых, происходил из дворян Тамбовской губернии, воспитывался в Александровском лицее, по окончании которого поступил на службу юнкером в Кавалергардский полк и дослужился до командира эскадрона. Он принимал участие в Русско-турецкой войне, оборонял Шипкинский перевал, 22 августа 1877 года участвовал во взятии города Ловчи. С января по апрель 1879 года, во время эпидемии чумы, состоял в распоряжении саратовского и астраханского генерал-губернатора, за что 24 июля того же года ему было объявлено Высочайшее благоволение за деятельность по прекращению в приволжских губерниях чумной эпидемии. Награждён восемью российскими и тринадцатью иностранными орденами.

Отец Марины Граббе

Мать фрейлины – Вера Сергеевна Трубецкая (1846-1934 гг.) была дочерью шталмейстера князя Сергея Оболенского-Нелединского-Мелецкого от брака его с Натальей Мезенцевой. У старшей дочери Марины было ещё два брата и три сестры: Василий, кавалергард, погиб от удара копытом лошади; Сергей, тоже кавалергард, был петроградским уездным предводителем дворянства; Наталия и София стали фрейлинами; о Татьяне практически ничего неизвестно.

Мать Марины Граббе

Можно предположить, что познакомились композитор и его будущая муза 18 июня 1910 года, во всяком случае «Ноктюрн» был написан именно тогда... Напомним, что с французского это слово переводится как «ночной». В музыке же так называют небольшие инструментальные произведения, лирическое содержание которых связано с художественными образами ночи: природой, ночными сокровенными размышлениями. Эти композиции, как правило, погружают нас в мир грёз, откровенных любовных признаний даме сердца, навевают светлые воспоминания о счастливых жизненных моментах.

Стать фрейлиной – заветная мечта дворянской девушки

Увы, «Ноктюрн» Акимова так и остался в рукописном варианте, ведь Марина Александровна к тому времени была замужней дамой и матерью четырёх дочерей. С фотографии 1900-х годов на нас смотрит молодая красивая женщина, одетая в изящное белое платье с двойным фрейлинским шифром на банте цвета Андреевской голубой ленты, прикреплённом к платью на левой стороне корсажа. Фрейлинский шифр, или вензель, или знак, который носили придворные дамы в должности фрейлин при Российском Императорском Дворе, представлял собой золотую брошь, усыпанную бриллиантами в виде сплетённых инициалов императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая II, и её свекрови Марии Фёдоровны, вдовы Александра III.

Фрейлинами могли быть только девицы, представительницы высшей аристократии. В случае замужества они выходили из фрейлинского состава, а знак оставался им на память. Ежегодно список фрейлин публиковался в адрес-календаре Российской Империи. Шифр вручался лично императрицей и происходило это в неофициальной обстановке. Статус фрейлины являлся воплощением девичьей мечты. Известно, что с 1894 по 1917 год было изготовлено 447 двойных шифров, но на сегодняшний день имеются сведения лишь о двух из них: один хранится в музее финского города Порво, а второй, принадлежавший Анне Вырубовой, урождённой Танеевой, выставлялся на аукционе в октябре 2008 года с предварительной ценой в 2 миллиона 500 тысяч рублей.

Фрейлины императрицы носили наряды пунцового оттенка с золотым шитьём. Голову должен был в обязательном порядке украшать кокошник с вуалью. Все историки сходятся в одном: наряды фрейлин Российской Империи были непревзойденными! Ни в одной другой стране они не выглядели настолько роскошно и богато!

Светлана КУДРЯШОВА

Рекомендуем

Читайте также