КОГДА-ТО ЗДЕСЬ ДЕЛАЛИ СПИЧКИ
Тихий, забытый богом переулок в Южном микрорайоне, скорее напоминающий пешеходную тропу. За плотной стеной деревьев и разросшегося кустарника, чуть ниже остатков старых строений, шумит проспект Победы, а с другой стороны почти вплотную уже подступает забор новостройки. На углу деревянного, единственного из еще уцелевших здесь жилых домов – старая табличка с едва различимой надписью «ул. Спичечная» Если не все выборжцы, то многие жители данного района наверняка знают или хотя бы слышали об улице с таким названием. Это буквальный перевод прежнего названия улицы – Тулитиккукату. История ее, а точнее прилегающей к ней местности, уходит во вторую половину 19 века.
В 1878 году русский купец К. Яковлев, хорошо известный в городе как успешный предприниматель и человек не чуждый благотворительности, основал в Выборге спичечную фабрику. Это было время, когда в России, да и всюду в Европе, только начинали появляться первые производства так называемых безопасных или шведских спичек. Шведские спички, по сути, ничем не отличаются от современных, а названы так потому, что впервые их производство освоили в Йончепинге в пятидесятые годы позапрошлого столетия шведы, братья Лундстремы. Их продукция представляла собой пропитанную парафином осиновую «соломку» с обмазанной смесью бертолетовой соли и серы головкой, которая зажигалась от контакта с теркой, включавшей в свой состав красный фосфор. Прежде, до изобретения красного фосфора, использовали очень вредный для здоровья белый. Он наносился прямо на головку спички, и та легко зажигалась от трения о любой предмет, что было опасно, так как такие спички запросто могли вспыхнуть прямо в кармане их владельца.
Фабрика Яковлева стояла на нечетной стороне нынешней Приморской улицы, на территории, расположенной между современной улицей Тополей и Спичечной, которая в былые времена пересекала Приморскую, или, как прежде ее называли, Койвистокату. На бывшей фабричной земле теперь стоит плавательный бассейн с площадкой для стоянки автомобилей возле него, а далее, до самого проезда возле дома № 27 – пустырь. Здесь, примерно за магазином-павильоном «Цветы», стояла когда-то и построенная Яковлевым общественная баня для местного населения, работающего на его фабрике. Возможно, именно она порой фигурирует в воспоминаниях финских жителей Таликала как «ванха сауна» – старая баня (знакомая выборжцам баня №3 была построена только в конце тридцатых годов прошлого века). Кстати, быть может, для читателей будет небезынтересен тот факт, что баня №2, а вернее здание в котором она позже находилась, тоже изначально принадлежала купцу Яковлеву. В последнее десятилетие девятнадцатого века и в начале двадцатого это был спиртзавод. Многие выборгские любители пара, наверное, и не догадывались, что моются в цехах бывшего спиртзавода!
В 1904 году глава предприятия уходит из жизни, и с 1905 года оно становится компанией с ограниченной ответственностью «Wiipurin Tulitikkutehdas Oy» – Выборгская спичечная фабрика. После обретения Финляндией независимости название снова меняется. С 1919 года это уже «Suomen tulitik-kutehdas» – Финляндская спичечная фабрика. В 1924 году на ней работало 146 человек, а в данных о промышленности за 1925 год приведено количество работников на двух участках – 98 и 77 человек. Видимо, к тому времени существовал второй производственный участок, который, вероятно, находился между нашими Большой Каменной и Леншоссе, недалеко от их пересечения. Во всяком случае, там он обозначен на плане 1913 года. После войны компания регистрируется в волости Ювяскюля, а с 1949 года – в Хельсинки. Прекратила свою деятельность в середине шестидесятых годов.
Стерлась память о старой фабрике, оставшись лишь в названии улицы. Не сохранилось даже гранитных камней от фундаментов, но как ни странно, оказывается, до сих пор живы еще кое-где хрупкие образцы ее одноразовой продукции! Недавно кто-то из финских филуменистов (коллекционеров спичек) выставил на аукционе в интернете дореволюционный спичечный коробок с этикеткой Выборгской спичечной фабрики. Лот оценивался в 400 евро. Наверняка это не единственный экземпляр, хранящийся в коллекциях любителей. И не исключено, что где-нибудь на чердаках выборгских домов - ровесников 20 века до сих пор валяется в запыленных углах брошенная сотню лет назад еще не одна такая вот «весточка из прошлого».
Однако в ту пору, когда Выборг входил в состав Российской империи, фабрика в Келккала (так назывался раньше этот район) была не единственным производством в городе, выпускающим подобную продукцию. Так, например, существовало в свое время предприятие «Чеслев и КО», которое работало с 1900 по 1911 годы. Но речь дальше пойдет не о нем.
Там, где кончается бетонный мост через бухту Радуга и начинается Светогорское шоссе, вы вряд ли обратите внимание на уходящую вправо от асфальта неприметную грунтовую дорожку. Хотя у нее есть даже свое название «Телевизионная улица», целых жилых домов на ней сейчас не увидишь, в основном одни развалины. Особенно их много примерно в середине улицы, где от основной дорожки отходит немного в гору ответвление. Именно в этом месте и располагалась когда-то самая первая в Выборге спичечная фабрика, принадлежащая Глоубергу. Дата ее основания – 1863 год.
Неизвестно, сразу ли освоил Глоуберг производство «шведских спичек», или же начинал работать еще по старой технологии. Если исходить из того, что пионеры передового производства братья Лундстремы получили настоящий коммерческий успех лишь к 1868 году, а первые известные их последователи появились только в семидесятые годы, то можно предположить, что начинал Глоуберг еще по старинке. Работала у него, скорее всего, местная молодежь из близлежащего селения Папула. Почему именно молодежь? Да потому что здоровье пожилых людей не выдерживало постоянной работы с белым фосфором, а молодые люди просто не доживали до старости. Производство спичек продолжалось до 1904 года. После этого на месте спичечной фабрики располагалось предприятие Андрея Никитина «Lestitehdas». Чуть выше была обустроена лыжная горка. Там совершались прыжки с трамплина, когда в Выборге в феврале 1910 года проходили международные Зимние игры. Точку во всей истории этого места поставила война. Правда, в первые послевоенные десятилетия в стоящих рядом домах еще жили люди. Сейчас же только пение птиц нарушает здесь тишину, да тревожит душу весной плывущий над обгорелыми стенами густой аромат черемух.
В нескольких десятках шагов от старых развалин есть примечательный природный объект. Его изображение имеется на многих довоенных и даже дореволюционных фотографиях и открытках, а сам он сейчас весь испещрен автографами современных любителей подобным образом «запечатлеть свое имя в истории». Это огромный гранитный валун, который как бы завис на краю горы у дороги, опираясь на несколько камней поменьше, так что под ним может свободно пролезть на коленях взрослый человек. Весьма возможно, что в докарельские времена, когда тут обитали предки саамов, это был так называемый «сейд» – священное место. Чаще всего сейдом становился камень, чем-то отличающийся от других или стоящий в определенном месте. А этот эффектный осколок скалы полтора - два тысячелетия назад находился на открытом берегу залива, который плескался тогда у самого его подножья. Конечно же, насчет сейда – это всего лишь предположение: никто уже не поведает о тех далеких временах. Можно сказать точно только то, что люди, без сомнения, всегда обращали внимание на необычный валун. Но вот что интересно – ни Глоубергу, ни Никитину, ни сотням других безвестных тружеников прошлого не приходило в голову «увековечить» на нем свое имя. Наверно, они справедливо полагали, что краска не вечна, а настоящую память о человеке могут оставить только его дела.
Александр ЛИТВИНЕНКО, краевед