КОГДА ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ СКАЗКИ, МОЖНО СОЗДАТЬ ЕЕ САМОМУ

КОГДА ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ СКАЗКИ,  МОЖНО СОЗДАТЬ ЕЕ САМОМУ
643
КОГДА ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ СКАЗКИ, МОЖНО СОЗДАТЬ ЕЕ САМОМУ

В этом музее главный экспонат – сама штольня

На заре ХХ века эти рукотворные пещеры предназначались для защиты от газовых атак и других угроз Первой мировой войны. 

В 1940-е здесь хранились боеприпасы. Сегодня потомственный аграрий Виктор СИЛАКОВ выращивает здесь вешенки. А в одной из штолен ему давно хотелось устроить что-то особенное...

На сайте финского военного архива по запросу «Раутакорпи» (бывшее название этого места) Виктор нашёл фотографии, свидетельствующие о том, что в этих гранитных пещерах в годы войны располагался склад для артиллерийских снарядов и пороха. На чёрно-белых снимках, распечатанных на больших баннерах, хорошо различимы коммуникации, которыми были оснащены помещения – приточно-вытяжная вентиляция, навесы для отвода избыточной влаги (в пещере практически круглый год + 6о С и очень высокая влажность).

– Меня изначально впечатлило это место, – говорит Виктор Силаков. – Захотелось, чтобы люди тоже могли увидеть его. 

В 78-метровой галерее потрясающая акустика. К Виктору уже наведывались музыканты – голос звучит сказочно, проверили они, а для инструментальной музыки помещение нужно немного экранировать. На искрящемся граните художественная подсветка создаёт ощущение нереальности.

– Многие, когда заходили сюда, отмечали, что замкнутое пространство гнетёт. А игрой света мы его «разгрузили». Конечно, надо заполнять экспозиционное пространство, добавлять интерактива. Пока единственный экспонат в нашем музее – это сама штольня. В ней впечатляет работа, проделанная более ста лет назад без техногенной помощи; над головой – ещё метров 10-15 толщи гранита. Но есть идеи использования этого помещения. Мы встречались с директором военного центра Карельского перешейка Баиром ИРИНЧЕЕВЫМ – у него есть свои предложения. 

Виктор ещё не назначил дату открытия музея, просто показывает приезжающим сюда людям пещеру. На полу здесь хорошо различимы круги – это отметины от бочек с квашеной капустой: до 2000-х штольни использовались советскими военными и пограничниками под овощехранилище.

В четырех соседних штольнях выращиваются вешенки. Виктор как завзятый грибовод (на самом деле он занимается этим всего лишь чуть больше года) рассказывает, как растут грибы. Освещение имитирует смену дня и ночи. В мешках с субстратом сделана перфорация; грибной мицелий тянется к отверстиям – за светом и кислородом. Рабочие при сборе вешенок не срезают грибное «соцветие», а выкручивают особым способом, чтобы не повредить грибницу. После трех волн плодоношения (каждая 10-12 дней, первая – самая интенсивная) мешки с субстратом переносят в следующую штольню, где они ещё какое-то время плодоносят. Отработанный субстрат, состоящий большей частью из соломы, местные жители и дачники с удовольствием разбирают на органическое удобрение.

В природе вешенки обычно растут на поваленных деревьях, плодоносят до заморозков; собственно, для «приручения» они и были взяты из природы. Выращивание грибов в «тепличных» условиях – весьма хлопотное дело: чтобы поддерживать необходимый уровень влажности, смонтирована специальная установка, периодически вырабатывающая мелкодисперсный пар (туман). Гранитные стены штолен выбелены негашёной известью, которая дезинфицирует поверхность. 

– Ещё до того, как появились рабочие, я прожил здесь около года. Покупал маленькие партии субстрата (сначала тонну, потом две, пять), сам разгружал, выставлял, срезал грибы, фасовал, возил в Питер. Потом мне помог субсидией агрокомитет, были созданы рабочие места, мы стали наращивать объёмы. Так что я знаю, что такое срезать и упаковать 200 кг грибов в одиночку. Это помогает в сегодняшнем управлении грибным хозяйством.

– Вы сами едите свои грибы?

– Довольно часто: жена готовит супы, пироги, маринует их, жарит. Какое-то из этих блюд есть на столе каждый день. Они же вкусные, полезные. 

Говорят, что выращивание шампиньонов – это работа, выращивание вешенок – искусство. Здесь надо чувствовать разные нюансы. Даже если по датчикам все параметры выдерживаются, то всё равно приходится что-то корректировать: например, данный штамм на этой соломе «любит» чуть меньше влажности.

Остаётся добавить, что штольни с грибами также доступны для посещения туристами, которые приезжают в музей. И на прилегающей территории есть что посмотреть: на вершину гранитного кряжа, где устроена смотровая площадка, ведут ступени и расчищенная тропа. Вид на окрестности – потрясающий!

Елена СТЕПАНОВА

Читайте также