КАРЕН ШАХНАЗАРОВ: В ВЫБОРГЕ Я БЫ СНИМАЛ О СОВРЕМЕННОСТИ

Его имя хорошо знакомо зрителю разных возрастов. Вряд ли найдется человек, который ни разу не видел «Мы из джаза» или «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Палата № 6», «Белый тигр». На выборгском кинофестивале режиссер Карен ШАХНАЗАРОВ представил свою новую ленту «Анна Каренина. История Вронского». 

– «Анна Каренина. История Вронского» – сериал и полнометражная лента. Толстой, безусловно, был гениальным писателем, линия взаимоотношений внутри любовного треугольника показалась мне невероятно живой, современной, полной страсти и энергии. На роль главной героини пробовалось много актрис, Лизе БОЯРСКОЙ я поверил после шестых проб. Она создала, на мой взгляд, правильный образ: Анна Каренина – сильная личность, поэ-тому мне хотелось иметь страстную, темпераментную героиню. В Лизе я это увидел, она большая актриса. 

Карен Шахназаров в свое время окончил ВГИК, работал на «Мосфильме» сначала ассистентом режиссера. Первым его фильмом стала малоизвестная картина «Добряки», но, как говорит Шахназаров, фильм стал для него самым важным, поскольку первый. А в общей сложности у мастера более 20 картин. 

– Вы часто принимаете участие в политических телешоу и высказываете позицию, которую многие поддерживают. Не хотели бы снять фильм на эту тему?

– Я всегда интересовался политикой, потому что в ней участвовал мой отец. С детства политика входила в меня, я слышал разговоры папы, его друзей. И думаю, что это правильно, потому что политикой интересоваться надо, на мой взгляд, это основа жизни. А кино – это совсем другое дело: политика, в которой я выступаю, – это публицистика. Конечно, такие фильмы, как «Город Зеро» или «Курьер» отражают ту жизнь, в которой мы существуем, но я стараюсь находить художественные образы. 

– В чем, по-вашему, будущее кино? 

– Я, можно сказать, всю жизнь проработал в кино – почти 40 лет. У меня разное было отношение к нему. Одно время думал, что кино может решить все проблемы человечества, потом, что оно вообще не имеет никакого значения. Сегодня я где-то посередине. Кино, конечно, не может решить все проблемы, стоящие перед людьми, но оказывает влияние на формирование мировоззрения и играет поэтому важную роль. С появлением Интернета, на мой взгляд, заканчивается читающая цивилизация. Раньше все сидели на пляже и книжки читали, а сейчас?.. Появляется все большее количество фильмов, и они заполняют нашу жизнь. Не могу сказать, что меня это радует, потому что отношу себя к читающим людям. Для меня книга более важная часть жизни, чем кино. Но в какую сторону оно идет, трудно понять. Доступность цифрового кинематографа, на мой взгляд, уничтожает его как искусство. Мы смотрим сотни картин, но в памяти остаются одна-две. А послевкусие – это самое важное. 

– Какие надежды вы возлагаете на режиссера Ивана ШАХНАЗАРОВА? 

– Я детей никогда не призывал продолжить династию, но так получилось, что Иван стал режиссером. Наверное, потому, что он из кинематографической семьи. Помимо меня у него мама – актриса Дарья МАЙОРОВА, дедушка – замечательный звукорежиссер – Игорь Майоров, прадед – Василий Пронин – тоже режиссер, а бабушка - монтажер. При всем блеске кино – это жесткая жизнь, преуспеть в нем сложно, но запретить сыну не могу. Его картина мне понравилась, хотя я, конечно, лицо заинтересованное. Можно не быть академиком, но быть хорошим врачом и лечить людей, это и есть реализация в профессии. А режиссер должен снимать кино, если ты его не снимаешь, ты неудачник. 

– Стали ли вы друзьями с кем-нибудь из актеров?

– Мне повезло, я работал с лучшими – Леонидом Филатовым, Олегом Янковским, Евгением Евстигнеевым, Олегом Басилашвили, Владимиром Меньшовым, Марчелло Мастроянни. И всем я благодарен: работа с такими актерами – это огромный опыт. Конечно, мы с ними были и остаемся друзьями. 

– Профессия режиссера сложна и эмоционально. Что вы делаете, чтобы выдерживать такие нагрузки?

– У меня есть три хобби: люблю плавать, иногда выпиваю бокал красного сухого вина и много читаю. Это и позволяет держать форму. 

– Какое кино сложнее снимать: основанное на реальных событиях или на выдуманных сценариях? 

– Есть среди кинематографистов такая байка: когда Сергей Эйзенштейн начал снимать картину «Александр Невский», его спрашивали, как он решился, ведь вообще ничего неизвестно, каким был Невский? На что Эйзенштейн отвечал: «Каким сниму, таким и будет». И он снял настолько художественно убедительно, что для нас Александр Невский во многом тот персонаж, который создал режиссер. А войну 1812 года мы воспринимаем по Толстому, а не по истории. Как видно, художественный образ сильнее, чем исторический факт. 

– Какой фильм (или на какую тему) вы бы сняли в Выборге?

– Здесь много тем, но конкретно могу сказать, что точно не снимал бы картину о войне. Снял бы о современности, мне кажется, что Выборг – город, в котором можно уловить ощущение современной России. Но об этом еще надо подумать… 

– Чем отличается кинорежиссер от театрального? 

– Никогда не занимался театром, однажды предлагали, но я вовремя понял, что не справлюсь. Это совершенно разные профессии. Я не понимаю, как пространство организовать на сцене. В кино ты создаешь параллельную жизнь, но максимально правдоподобную, а в театре непонятно, как создать условный мир, чтобы зритель тебе поверил. Театральный режиссер – профессия более сложная, чем та, которой я занимаюсь. Могу сказать, чем отличается театральный актер от киноактера. В театре нужен посыл: нет крупного плана, более важна техника, а в кино – личность. Я не знаю режиссеров, кто бы преуспел и в кино, и в театре, кроме Марка ЗАХАРОВА. 

– Назовите молодых актеров и режиссеров, которые, на ваш взгляд, успешны?

– Актеров много хороших, вопрос в том, что играть? Если актер постоянно занят в сериалах, то как он может раскрыться? Только играя что-то серьезное, проявляется профессионал… Среди режиссеров отмечу не совсем молодых Андрея ЗВЯГИНЦЕВА и Бориса ХЛЕБНИКОВА. 

– Известно, что актер картины «Курьер» Федор ДУНАЕВСКИЙ намерен снять продолжение фильма. Как вы считаете, продолжения фильмов влияют на основную историю? 

– Действительно, Федя собирается снять продолжение, и уже лет десять. Он спрашивал мое мнение, я совершенно не против. А в целом к этому я отношусь осторожно: не помню, чтобы продолжение какой-либо картины было успешным. 

В завершение встречи, которая проходила в библиотеке Алвара Аалто, Карен Шахназаров признался, что с большим удовольствием приезжает на выборгский кинофестиваль, потому что в далеком 1993 году за фильм «Сны» получил здесь главный приз. 

Записала Маргарита ЗАХАРОВА

Читайте также