«КАРЕЛЬСКИЕ ИЗВЕСТИЯ» И ИХ РЕДАКТОР

«КАРЕЛЬСКИЕ ИЗВЕСТИЯ» И ИХ РЕДАКТОР
1457
«КАРЕЛЬСКИЕ ИЗВЕСТИЯ» И ИХ РЕДАКТОР

(Начало в № 123)

Отец Петр служил в Спасо-Преображенской церкви в Мустамяки с 1916-го по 1917-ый. Под его руководством приход, рассчитавшись с долгами по первому этапу строительства храма, начинает второй этап строительства – на этот раз церковного комплекса под названием Серафимово. Предполагалось построить дом причта, школу, приют, учреждения церковного общества трезвости и церковь в честь преподобного Серафима Саровского. Земельный участок размером 5 тыс. кв. м в деревне Куутерселькя (ныне Лебяжье) был подарен графом Николаем Федоровичем Гейденом. 31 марта 1916 года было получено высочайшее соизволение на закрепление земельного участка «Серафимово» за Преображенской церковью. Но строительству помешала революция.

Спасо-Преображенская деревянная церковь, в которой стал служить отец Петр, была построена в 1913 году на средства владельцев дач, проживавших на станции Мустамяки. Строительство было завершено к 300-летию Дома Романовых. Освящен Мустамякский храм был 21 июля 1913 года.

Во время служения отца Петра Шмарина на Карельском перешейке особенно ярко раскрылись его миссионерские дарования. Он стал редактором и издателем журнала «Карельские известия», печатного органа Православного карельского братства великомученика Георгия Победоносца, освещавшего вопросы церковной, политической, общественной и народной русско-карельской жизни. Духовное состояние местного населения было очень тяжелым, и отец Петр как миссионер знал, что «верующим и оглашенным нужно давать книгу, написанную на родном языке непременно хорошим слогом. Печатное слово должно быть душою Миссии». Таким изданием и стали «Карельские известия». Целью журнала было духовное просвещение и объединение православных карел и финнов под знаменем «Православная вера, Царь и неделимая Россия».

Вся тяжесть издания журнала пала на плечи редактора. На практике в написании статей, в корреспонденции из местной жизни мало кто участвовал в «Карельских известиях».  

Отец Петр Шмарин с родственниками; справа от него брат жены Николай Стрельников, ставший директором гимназии в Выборге. 1910-е

О чем еще писал Петр Шмарин? О важности для карел русских школ, о паломничестве на Валаам учеников и учителей, о местных законах Финляндии.  О том, что в ноябре 1914 года Выборгская учительская семинария переезжает в предместье Марковила, в новое «чудное 3-этажное здание, построенное по последнему слову современной техники», «имеющее все удобства для поддержания физического здоровья учащихся. Тема образования, школьного дела, воспитания вообще была ему очень близка.

Храм в Мустамяки был взорван в 1944 году. В преддверии 100-летия со дня освящения мустамякского храма дачники и местные жители начали возрождать утраченную святыню. В настоящее время на месте старого церковного фундамента уже стоит новая деревянная церковь. К юбилейной дате у поклонного креста была установлена и освящена памятная плита с фотографией старого храма и текстом: «Здесь стоял храм Преображения Господня, освященный 3 августа 1913 года. Сгорел летом 1944 года».

После революции Финляндия отделилась от России, и отец Петр выехал в село Тютчево Тамбовской губернии. Когда его жена умерла от тифа, детей взяли к себе родственники, а отец Петр принял монашеский постриг с именем Уар. 20 августа 1926 года он стал первым епископом Липецким, викарием Тамбовской епархии.

В 1935 году епископ Уар был арестован и сослан в Карагандинский лагерь. «Не плачьте и не переживайте, – сказал он детям. – Живите, как жили. Живите честно. За меня не мстите. Главное – прожить жизнь достойно».

23 сентября 1938 года на 58 году жизни епископ Уар был убит. Это произошло вскоре после того, как его из барака для политзаключенных перевели к уголовникам. Погребен владыка на кладбище Самарского отделения Карагандинского лагеря; ныне это село Самарка Мичуринского района Карагандинской области.  На этом кладбище установлен памятник священномученику Уару.

Подготовил Николай Антонов

В публикации использованы материалы 4-х Архангело-Михайловских Епархиальных международных образовательных чтений.

Паломничество всех русских школ Финляндской Карелии на Валаам в мае 1912 г.

Финляндская газ. –1912,8 июля (№ 98), 10 июля (№№ 99), 12 июля (№№100).

Если наш несравненный поэт в прозе Н. В. Гоголь восхищался красотою красавца Днепра в тихую летнюю ночь, то каждый, кому приходилось бывать, и, в особенности, плавать по могучей и безбрежной Ладоге в теплый, ясный и тихий летний день, каким был день 25 мая, не мог также не восхищаться необыкновенной северной водной красотой, прибрежными причудливыми гигантами – скалами, окаймленными, как на Валааме, вековыми деревьями… В воздухе не шелохнется… Зеркальная поверхность озера, как бы нарочно заснувшая от постоянных ужасных волн и смятений, дабы не испугать юных паломников и дать им возможность насладиться своей дивной красотой, отражая в глубинах своих небесное светило, ослепляла своим ярким блеском. Хищные морские чайки парили над этой зеркальной поверхностью, жадно и зорко высматривая себе добычу. Вдалеке, в туманных очертаниях виднелась Святая обитель, закинутая среди пучин морских. Туда, в эту туманную даль, настойчиво вперяли свои взоры юные головки, в особенности те из них, кого Господь сподоблял и направлял на Валаам впервые. А таковых было большинство не только учащихся, но и учащих ,<…>

В заключение нам хочется высказать несколько общих мыслей о той религиозно-просветительской и культурной роли, которую, в продолжении многих веков, выполняет Валаамская святая обитель на нашем далеком севере. Можно смело сказать, что, если бы шведам удалось когда-нибудь в конец сокрушить эту чудную обитель, то давно уже здесь не было бы и самого православия; карельский народ потерял бы, с течением времени, драгоценное наследие и достояние своих отцов – святую Православную веру, – этот «источник воды живой», он уже давно бы, находясь в неблагоприятных исторических условиях, олютеранился, обезличился, обездушился, стал бы «рекою безводной»… Теперь – не то! Хранимый молитвами своих просветителей преп. Сергия и Германа, он таит в себе благодатные и живительные силы, которые всегда, во всякие времена года, влекут его под сень чудной Валаамской обители. Там он находит для себя и нравственно-религиозную и даже материальную поддержку. Там он начинает познавать и ценить настоящий труд во всех его проявлениях. Не будет преувеличением сказать, что Валаам был и будет «пестуном» православного карельского народа.

Читайте также