История воздушного стрелка ДБ-3 Василия Мамонова

История воздушного стрелка ДБ-3 Василия Мамонова
2747
История воздушного стрелка ДБ-3 Василия Мамонова

В лесной глуши под Пальцево мерно гудят дизель-электрические генераторы. Их звук разносится над вытянутым на пару километров болотцем. В ручье, бегущем через все болотистое пятно, плещутся щурята. Поисковики из тосненского отряда «Беркут» деловито, без лишних разговоров машут лопатами: им надо построить запруду и прокопать обводное русло для ручья. Он протекает аккурат над дальним бомбардировщиком, упавшим сюда 15 февраля 1940 года.

Пилот подбитого и горящего бомбардировщика Пётр Нечипуренко, предполагают следопыты, пытался посадить машину на относительно ровную поверхность (77 лет назад болото ещё было озером). Приземление, судя по искорёженным кускам металла, было очень жёстким. Весной, когда лёд растаял, части самолёта и останки экипажа ушли под воду…

Десять лет назад

Найти самолёт помог случай. Во-первых, грибники и охотники заметили в окрестностях следы военных действий. Во-вторых, местный «кулибин» решил испытать здесь собственноручно собранный магнитометр - прибор для измерения магнитных свойств и магнитного поля: в качестве полигона выбрал место, где не должно быть ничего металлического (кто же мог представить, что заболачивающееся озеро таит в себе такое!?), и, разумеется, в месте падения самолёта прибор показал аномалию.

- Давным-давно кто-то его уже пытался поднять: на дне торчит лопата, видны брёвна, которыми, видимо, пытались действовать как рычагами, - описывает увиденное командир отряда «Беркут» Владимир Бровко. - Наша основная цель здесь – поднять экипаж. Самолёт при падении разрушился настолько, что вряд ли что-то можно взять в музей.

Двигатель обнаружили в лесу. По нему определили, что самолёт большой. Позже по номерам агрегатов нашли имена членов экипажа: летчик - младший лейтенант Нечипуренко Петр Иванович, штурман - старшина Терентьев Алексей Алексеевич, воздушный стрелок-радист - младший комвзвода Иванов Николай Федорович, воздушный стрелок - старшина Мамонов Василий Маркович.
Нынешней весной, пока ещё не сошел лед, тосненские поисковики совместно с местными коллегами из отряда «Северный рубеж» провели разведку. О ее результатах мы написала в одном из мартовсих выпусках газеты. На публикацию тут же откликнулась внучка Василия Мамонова Евгения Давыдова. Как только стартовал второй этап работ, она сразу прилетела в Выборг из Воронежа.

Из уст в уста...

С довоенных фотографий смотрят красивые и счастливые Надежда и Василий Мамоновы. То ли люди тогда были другими, то ли фотографы. Но на каждой карточке – артист и артистка!..

 

-

- До этого дня официально считалось, что дедушка пропал без вести. По словам сослуживцев, самолёт был подбит, горел, упал на территории противника, - рассказывает Евгения.

...Её дедушка трудился на Воронежском авиационном заводе. Том самом, где выпускали дальние бомбардировщики ДБ-3. На одном из них Василий потом летал. В 1936 году он стал выпускником третьего набора Воронежского областного аэроклуба.

Евгения рассказывает семейные предания, связанные с дедушкой. Однажды на предприятии произошла авария; был арестован один из руководителей, «назначенный» виновным. Его жена решила сходить к знаменитой на весь Воронеж слепой гадалке и для моральной поддержки позвала свою соседку – прабабушку Федору. Женщине гадалка напророчила, что мужа оправдают, а в спину уходящей Федоре бросила «…а ты сына не дождёшься». Так и вышло: арестованного отпустили, Василий вскоре погиб…

На то боевое задание Мамонов лететь не должен был, рассказал позже родным земляк, служивший техником на аэродроме. Василия включили в состав экипажа в последний момент. Судя по архивным метеосводкам, 15 февраля 1940 года погода была не очень лётной: туман и низкая облачность. Три девятки ДБ-3 всё же к вечеру подеялись в небо; по некоторым данным, была поставлена задача разбомбить переправу на Вуоксе в районе Куукаппи (современного посёлка Перевозное). Но что-то пошло не так. В итоге бомбы были сброшены над станцией Антреа (Каменногорск).

Экипажи уже повернули домой, когда их настиг воздушный асс Йормо Сарванто, ставший национальным героем Финляндии. Ему, правда, тоже не поздоровилось: наш стрелок подбил «Фоккера», и Сарванто катапультировался. Товарищи видели, как загорелась машина Петра Нечипуренко. Конечно, как и всякая другая потеря, крушение самолета сослуживцев обсуждалась в эскадрилье. Так весть о гибели Василия и дошла до семьи.

Команда готова ко всему

К месту проведения работ в нескольких километрах от дороги поисковики добрались на мощном вездеходе. С собой – запас провианта, инвентарь, болотоход с прицепом, горючее. Замкомандира отряда «Беркут» Сергей Юлов рассказывает, что у них есть всё необходимое; отряд специализируется на самолётах, этот ДБ-3 у них уже пятнадцатый!

Недавно работали под Колпино, где по данным специалистов было сбито и до сих пор лежат пять крылатых машин. Удалось установить, что один из членов экипажа из Тамбова. На месте вызвались работать тамбовские поисковики, чтобы самим поднять и увезти на родину земляка.

 

... Пока отрядный водолаз Фёдор, стоя по грудь в болотистой жиже, размывает мощной струёй мотопомпы глину, чтобы высвободить части самолёта, генератор откачивает воду из ямы четырёхметровой глубины. Профильтрованные твердые элементы собирает замкомандира отряда «Северный рубеж» Александр Андрушко. Это могут быть детали самолета, кости, части экипировки… Но большинство выловленного идёт в отвал. Вот попадается деформированный ударом предмет. Некогда он был пистолетом. Вот наушник от шлемофона. Попалась даже целая (в смысле - невскрытая), но помятая консервная банка. Поисковики посовещались и решили, что это, должно быть, тушёнка. Открывать и проверять не стали.

Дедушка объединил семью

За последний месяц, рассказывает Евгения, активизировались отношения со всеми родственниками. Даже очень далёкими, в том числе и территориально. Вся семья обсуждает обнаружение места гибели Василия, поездку Евгении в Выборг, вскрывшиеся детали того боя:

- Финские лётчики отчитывались о бое и каждой сбитой единице по полной программе: упал или не упал самолет, горел ли, выпрыгнул из него кто-то или нет. Йормо Сарванто отчитался, как подбил ДБ-3, как самолёт падал, и что из него никто не спасся, - говорит внучка лётчика.

Евгения теперь со знанием дела рассуждает: дальний бомбардировщик был практически беззащитен в воздушном бою. Машину еще дорабатывали, конструкторы предусмотрели огневую точку для второго стрелка…

- Сплошная мёртвая зона в плане обзора, обороняться они совсем не могли. В хвостовой части самолёта было оборудовано две ячейки для стрелка – вверху и внизу. Как одному человеку надо было между ними разрываться – непонятно. Потом в экипаж включили второго стрелка.

Приснился однажды прабабушке Федоре, рассказывает Евгения, необычный сон: будто она в магазине, и люди кричат ей, что в саду яблоня горит. Прибегает – яблоня уже сгорела, рассыпается в прах. А у основания – зелёный росток:

- Получается, что этот росток – моя мама. Дедушка погиб, а мама родилась. Он её и не видел. Она родилась 19 января, а 15 февраля был тот самый воздушный бой. У нас хранятся дедушкины письма; накануне гибели 14 февраля он написал два письма жене; одно отправил, а второе – на случай гибели - положил в чемодан. В первом он пишет обычные вещи: пришли носки, поцелуй маму, привет всем. Во втором другие высокопарные слова: воспитай дочку в духе коммунизма.

-

Непросто сложилась военная судьба и старшего из трёх братьев - Пантелеймона. Он - кадровый офицер - в годы войны служил на Памире, где приходилось воевать с басмачами. И в его судьбе было небо, самолёт и авиакатастрофа: друг погиб, а Пантелеймон выжил. Средний брат Алексей всю войну шофёром «прошел» по фронтовыми дорогами.

Останавливаться рано

Отыскать родственников поднятых солдат - большая удача. Евгения нашлась сама. Это ещё более ценно. А то, что она присутствует при подъёме останков своего дедушки – случай уникальный. Поисковики, отмывая от грязи магазин с патронами, комментируют: «Твой дедушка мог бы ещё не один истребитель сбить...»

Пока в этой истории ещё многое не ясно. Например, на какой аэродром не долетел ДБ-3. Возможно, он базировался где-то под Пушкином или на севере Новгородской области – бомбардировщик-то дальний. Но самое главное, говорят поисковики, найти родных остальных погибших лётчиков. И тогда ещё тремя пропавшими без вести станет меньше.

Елена СТЕПАНОВА

PS: Поисковики – народ непоседливый. Пока в один из дней основная команда отдыхала после обеда, Евгений Гуляев из отряда «Северный рубеж» решил осмотреть окрестности и... «поднял» финского солдата. Но это уже совсем другая история.

Читайте также