ГУБЕРНАТОР О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

(Начало в № 131)

Кадры и перестановки

Корр.: – В регионе поменялся «аграрный» вице-губернатор, поскольку Сергей ЯХНЮК ушел в Госдуму. Его преемник Олег МАЛАЩЕНКО продолжит тот же курс или перед ним стоят новые задачи? Какие в целом задачи перед отраслью на ближайшие годы?

– Особо менять курс, наверно, не надо. Перед Малащенко стоит задача сохранить лидирующие позиции в целом по сельскому хозяйству на Северо-Западе и в России – по отдельным показателям, где мы безусловные лидеры.

Еще одна задача – обеспечить реализацию тех преимуществ, которые нам дают антисанкции: хороший спрос и хорошие возможности на рынке для развития новых линеек продукции, которые нам были никогда не свойственны. Например, рыба. Сегодня по форели мы входим в тройку лидеров России. Шампиньоны. Сегодня, если «Выборжцем» будет реализован проект по шампиньонам, который я представлял на «Агроруси» председателю правительства Дмитрию Анатольевичу Медведеву, мы закрываем полностью рынок шампиньонов Ленинградской области и Санкт-Петербурга. В начале 2018 года планируем открыть новое производство «Выборжца» по зелени – и мы полностью закроем потребность и Петербурга, и Ленинградской области в этой продукции. Мы никогда об этом и не мечтали.

Следующее направление – производство сыров. Ниша производства твердых сыров достаточна, но здесь нужно иметь на сельское хозяйство несколько другой взгляд. Это не просто наличие молока, но наличие молока определенного качества. Это должен быть другой белок, должна быть другая плотность и жирность. И нужен комплексный подход: если мы хотим наладить производство сыров – должны изменить животноводческую отрасль. И приход нового человека на хорошую базу дает возможность незашоренным взглядом на эти проблемы посмотреть.

Корр.: – Вам СМИ периодически прочат переход на другую должность – губернатора Петербурга. Обсуждалась ли с вами такая возможность? Как вообще вы относитесь к подобным слухам?

– Вокруг каждого губернатора постоянно возникают слухи: то его повышают, то его понижают, то его отправляют в отставку. Я не знаю ни одного своего коллеги, вокруг которого такие слухи бы не ходили. Даже комментировать не очень хочется, потому что это перманентное состояние. Я знаю одно: у меня контракт с жителями Ленинградской области до 2020 года. Права на этот контракт я добился на выборах губернатора. Второй мой контракт и обязательства – перед президентом Российской Федерации, который дал мне возможность и доверил мне выставить кандидатуру на выборах 2015 года. Я понимаю, что одно дело – просто выборы, и другое – выборы при поддержке президента. Поэтому я добросовестно стараюсь этот двойной контракт с работодателем и населением отрабатывать. У меня других мыслей нет. Да, я амбициозен – в том смысле, что я хочу свое дело делать хорошо. И дело не в рейтингах, а в том, что, действительно, как говорят, «жизнь налаживается». Мы с ленинградцами часто начинаем это говорить. А дальше – вы знаете, что любая точка в кадровых решениях ставится президентом. Я знаю, что президент на эту тему никаких заявлений не делал. Для меня такие слухи – фон, который сопровождает каждого губернатора.

Корр.: – В тех же слухах обсуждался не просто переход из одного региона в другой. Вас называли «объединителем» – якобы вы можете реализовать давнюю идею объединения Петербурга и Ленинградской области. Целесообразна ли, по-вашему, такая идея? Изучалось ли мнение жителей Ленинградской области по этому вопросу?

– Различные социологические компании, различные организации, разные политологи и политтехнологи периодически вокруг этого строят домыслы, проводят опросы. И практика показывает, что единого мнения ни у жителей Петербурга, ни у жителей Ленинградской области нет. Недостаток аргументов и недостаток информации не дают им возможности сделать окончательный вывод. Еще не пришло время тому, чтобы вокруг этой информации проводить профессиональные дискуссии. Оно не пришло, потому что нет решения на государственном уровне. Мы должны руководствоваться не только желанием или мнением отдельных политических групп, политтехнологов, общественных организаций, даже отдельных групп населения. Мы должны понимать, что мы два серьезных субъекта на карте Российской Федерации. И непростых субъекта. Прежде всего, в геополитическом плане. Мы приграничные субъекты, а судьбу приграничных субъектов необходимо решать, исходя из государственных интересов. Вот если будет государственное решение в сторону объединения, мы должны будем  найти аргументы, провести дискуссию согласно Конституции с нашим населением. Для меня это не первоочередная задача. Более того, в «библиотеке» в моей голове эта книжка находится на третьей полке с краю. Я к этой теме практически не возвращаюсь. Иногда о ней читаю. Обсуждать никто не запрещает, но есть понятие стратегических интересов страны. Я региональный политик, большая политика – не мое дело. Но я понимаю, что регионы должны работать как единый организм на результат всей страны. Будет принято решение в стратегическом плане, оно будет реализовано. Пока, насколько я знаю, серьезных разговоров на эту тему нет.

Корр.: – Как сейчас область взаимодействует с Петербургом, какие «болевые» точки остаются нерешенными?

– С одной стороны, мы очень далеко продвинулись во взаимоотношениях с Петербургом. По целому ряду вопросов у нас работают не просто комиссии, рабочие группы. У нас создана дирекция по решению транспортных проблем Санкт-Петербурга и Ленинградской области, мы проводим совместный координационный совет по развитию города и области. Многие спорные вопросы мы решили.

Мы живем как хорошие соседи, хорошие друзья, но споры или недопонимание у нас возникают. Например, жилой район Кудрово, расположенный в Ленобласти на границе с Петербургом. Мы бы хотели построить над железной дорогой виадук. Петербург не очень хочет, ему не очень интересно, чтобы на его стороне появилось это строительство. Вопрос сложный. Когда мы говорим о станции метро в Кудрово, для нас это задача номер 1, для Петербурга в системе развития метрополитена – нет. Развитие пригородных зон, транспортные проекты, льготы – много вопросов, но самый главный итог, что они решаются, исходя из добрососедских отношений.

Спорт и культура

Корр.: – Как ведется подготовка базы в Рощино к ЧМ-2018? После чемпионата она должна стать тренировочной базой ФК «Тосно» и других футбольных команд. Домашним стадионом для него сейчас стал «Петровский». Устраивает ли вас эта ситуация? Не планируется ли все же при поддержке областных властей создание нового стадиона в регионе?

– По Рощино мы идем по графику. Две недели назад у нас выполнение было около 60 %. Должны завершить первого марта, время у нас есть. Газон уже постелен, сама поляна есть. Сейчас мы ведем благоустройство, проводим свет, устанавливаем бытовые корпуса. Это будет хорошая база, на которой можно будет проводить тренировки «Тосно». Площадка может стать опорной базой клуба. Мы готовы эту базу предоставить и для детского футбола, проводить там детские соревнования. В любом случае, это инвестиции в дело – не столько в профессиональный спорт, сколько в массовый.

Что касается ФК «Тосно» – непростой проект. Пока его тянет на себе только узкий пул инвесторов. Надо его расширять. Сегодня непросто привлечь другие крупные компании к его финансированию. Мы пытаемся это сделать. Но что-то у нас не очень это получается, поэтому пока мы не ставим перед «Тосно» и перед собой амбициозных задач – дай Бог выжить в непростых условиях Премьер-лиги и удержаться в ней. Есть у меня проект так называемой «народной команды», но его юридически можно реализовывать только после завершения сезона – создать первый в России акционерный народный клуб. Чтобы каждый, кто неравнодушен к футболу, начиная от крупного предприятия и заканчивая любым жителем мог приобрести акции, создав акционерный капитал клуба. «Спартак» называют народной командой. На самом деле это не так. Я хочу создать народную команду, где акционерами выступят жители Ленинградской области и все болельщики «Тосно». Но это не значит, что мы не будем просить крупный бизнес помогать «Тосно».

Сами мы не вкладываем бюджетные деньги в поддержу профессионального футбола, мы вкладываем только в массовый спорт, в разы увеличивая финансирование.

Что касается стадиона. Я благодарен сегодня и губернатору Петербурга Георгию Сергеевичу Полтавченко, и клубу «Зенит» за то, что сегодня мы играем на «Петровском». Это было наиболее оптимальное решение. Ленинградская область большая, и логистика такая, что проще приехать в Петербург, чем в Тосно, Гатчину или Всеволожск. Но я не отказываюсь и от другого обязательства: если мы удержимся в Премьер-лиге и будем понимать, что у нас есть своя народная команда, мы готовы в районе кольцевой автомобильной дороги построить областной стадион, который будет являться базовым стадионом клуба «Тосно». Это будет стадион европейского типа – современный, недорогой и абсолютно понятный по конструктиву. Не будем ничего изобретать – никаких сдвижных крыш. Мы будем делать его по количеству зрителей таким, чтобы соответствовал Премьер-лиге. Но мы не замахиваемся на что-то большее.

Корр.: – Большой резонанс получила тема реконструкции исторического центра Выборга и ваши слова о том, что квартал Солберга проще снести и восстановить заново по чертежам. Есть ли уже концепция культурного пространства, которое должно появиться на этом месте? Планируется ли привлекать сюда частных инвесторов? Сколько сейчас всего требуется денег, чтобы полностью восстановить и реконструировать Выборг?

– Самый главный шаг – мы провели в 2017 году историко-культурную экспертизу и включили объекты Выборга в реестр культурного наследия как региональный памятник и как наследие народов Российской Федерации. Когда тебя все начинают бить, что легче всего сделать? Сказать, что в реестр не включен, статус непонятен.

В любом случае это не дело губернатора – решать, что делать на месте квартала Солберга. Сегодня этой темой занимаются профессионалы, которые и предложили деление на 4 зоны, использование этих зон как различных пространств, и, я думаю, это абсолютно правильно. Там, где памятник утрачен полностью, нам предлагают фрагменты вписать в парк ландшафтного дизайна. Там, где сохранены фасады, внешний вид зданий – провести максимально бережные реставрационные работы, чтобы сохранить внешний вид квартала со стороны улицы, а внутри организовать современное пространство. Более того, чтобы закрепиться в этом решении,  мы  проведем конференцию в Выборге международную конференцию, куда уже заявились и финны, и шведы, и ряд крупных европейских компаний. Нам важен их опыт.

Мы провели очень серьезную оценку сохранения исторической части Выборга: 260 объектов хотим восстановить, цифра на проект крепкая – 28,5 миллиарда рублей. Самое главное, что нас поддерживает президент Российской Федерации, который дал соответствующие поручения. И эти поручения вылились в две принципиальные вещи: мы попали в федеральную программу отдельной строчкой «Реставрация исторической части города Выборг», и мы попали в число городов России, которым присвоен статус «город-музей». Этот статус дает возможность рассчитывать на помощь федерального бюджета в реставрации исторической, музейной части города.

Неслучайно 91-ю годовщину Ленинградской области мы проводим в Выборге. Неслучайно мы через фонд капитального ремонта акцентируемся на реставрации исторических зданий в Выборге. У нас там почти 70 зданий попадает в программу. Я уже не говорю о том, что мы привлекли средства Международного банка реконструкции и развития на реконструкцию парка Монрепо – более 700 миллионов рублей. Почему-то об этом не говорят, когда нас критикуют.

Я недавно спросил активистов-градозащитников: «А почему вы 30 лет молчали? 30 лет Выборг разрушался, а вы сидели и молчали». На что они ответили: «Так ничего же не происходило, чего было кричать?». Получается, как только кто-то начал что-то делать, тут же они появились, начали давать советы. Вы тогда будьте справедливы в оценках: «Вот тут у вас упущение, а здесь вы молодцы»… Непросто быть губернатором, но, возвращаясь к первому вопросу, мне главное, чтобы оставалось неравнодушие. Есть неравнодушие, действительно есть желание получить результат и, наверное, это главное.

Подготовил Комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области

Фото: пресс-служба губернатора

Читайте также