ГУБЕРНАТОР О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

ГУБЕРНАТОР О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
633
ГУБЕРНАТОР О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Ленинградская область – непростой регион: с одной стороны, она расположена на западной границе России и граничит с двумя странами Евросоюза – Эстонией и Финляндией, с другой – окружает мегаполис Санкт-Петербург, с которым в бытность его Ленинградом составляла единое целое, и сейчас развитие этих двух регионов невозможно представить друг без друга.

О крупнейших инвестиционных проектах региона, а также о проблемах области, о том, как выстраиваются добрососедские, но не всегда безоблачные отношения с Северной столицей, о своих амбициях и о том, что он думает о слухах, «назначающих» его губернатором Петербурга и «объединителем» двух регионов, в интервью «ФедералПресс» рассказал глава Ленинградской области Александр Дрозденко.

Социально-экономическое развитие региона

– Александр Юрьевич, вы один из самых успешных губернаторов как минимум в СЗФО. В заслуги себе можете поставить выход экономики региона из кризиса, успешную работу с инвесторами, высокую популярность у населения. За счет чего этого удалось достигнуть?

– Самое главное в работе губернатора – это быть неравнодушным к тому делу, которое делаешь. Не раз говорил, что если у меня не будет слез, когда я выхожу из больницы или детского дома, значит, мне надо уходить с этой работы. Именно через неравнодушие, пропуская через себя проблемы людей, понимаешь, что нужно делать и куда нужно двигаться. А уже потом экономика, исходя из нее, социальная защита и все остальное.

Но, помимо неравнодушия, нужно смотреть «за горизонт». Губернатор должен ставить перед собой и перед областью задачи шире сегодняшних возможностей. Именно стремление «за горизонт» дает области возможность развиваться.

Кроме того, очень важно жить по средствам. Мы – регион, где нет ни нефти, ни газа, ни других полезных ископаемых, но мы имеем один из самых стабильных бюджетов Российской Федерации, потому что живем по средствам. И, даже ведя прогрессивную политику по привлечению инвесторов, мы не даем какие-то суперпреференции. Не буду называть конкретные примеры, когда ряд моих коллег просто просчитались и в погоне за инвесторами дали такие льготные пакеты, что их бюджеты сегодня испытывают достаточно серьезную финансовую нагрузку. Очень важно жить по средствам – чтобы, когда ты отдашь преемнику область, она не досталась ему с долгами, чтобы преемник тебя недобрым словом не вспоминал, не костерил.

Важно, чтобы работал принцип команды, но нельзя забывать хороший армейский принцип: делай как я. Я, например, ввел систему материального наказания за опоздание или за преждевременный уход с работы без объективных причин. Раньше у нас такого никогда не было.

Я приезжаю минут за 15–30 до начала рабочего дня и этим, в том числе, стараюсь показать пример. Хотя никто бы не обиделся, если бы я приезжал часам к 10, поскольку рабочий день у меня ненормированный и часто заканчивается далеко за полночь. Я должен показывать пример, что я так же дисциплинирован, что я так же требую с себя, как требую с подчиненных.

Вторая система, которую мы ввели, – это материальные поощрения и наказания за невыполнение или выполнение контрольных документов. Прежде всего, я к себе отношусь строго, потому что именно я отвечаю за контрольные документы правительства и президента. И уже третий год у нас выполнение по этим показателям – 100 %. Нет ни одного месяца, чтобы мы упали ниже 100 %.

И исполнительская дисциплина всего областного правительства подтягивается к 100 процентам. Когда я только стал губернатором, исполнительская дисциплина была 56 %. Сегодня, когда у нас цифра падает ниже 98 %, мы считаем это катастрофой.

И еще эволюционирование: это, конечно, меняться самому, учитывая внутренние и внешние условия, и заставлять меняться всех остальных. Если даже взять меня образца 12-го года и 17-года – это два совершенно разных человека. Меняться – это и быть в тренде современного законодательства, в тренде современных веяний экономики, в тренде того, что происходит в интернете и чем занимается молодежь, понимать то, что нужно старшему поколению. Мир меняется, и ты должен соответствовать этим изменениям. Динозавры не эволюционировали – и вымерли. Я всегда говорю: давайте правительство не будет уподобляться динозаврам и будет все время в тренде. Конечно, приходится и кадровые изменения в связи с этим делать, и структурные. Но это правильно.

И, конечно, ежегодные встряски коллектива, когда я задаю основные направления. Сейчас готовлю послание по трем направлениям: административная реформа, экономическая реформа и социальная реформа. До Нового года это послание я представлю и депутатам, и правительству, чтобы и себе, и окружающим поставить цели, к которым мы будем двигаться.

– А сколько членов правительства пострадали за опоздания, ранний уход?

– Многие. Принцип одинаков для всех: если ты губернатор, вице-губернатор или рядовой сотрудник – если ты нарушил дисциплину, ты несешь ответственность. Правда, юлят некоторые члены правительства высокого ранга, потому что у них есть возможность въехать во двор на автомобиле, не проходя турникет. Но у меня есть другая «фишка»: без пятнадцати девять начинаю обзванивать своих замов с рабочими вопросами. Так что многие понимают – надо к этому времени успевать.

– В этом году Пикалево получил статус территории опережающего социально-экономического развития – ТОСЭР. Что даст это региону, городу? Какой уже эффект есть от проектов группы БТК, компании «Солнечный сад», каких еще инвесторов можно ждать там в ближайшее время? Сколько еще ТОСЭР предполагается создать в Ленинградской области?

– На самом деле, проблема Пикалево уже не такая острая, какая была на тот период, когда требовали «вернуть ручку». Во-первых, сегодня сами предприятия пикалевского глиноземного комплекса работают достаточно неплохо, а во-вторых, сегодня мы достаточно много вложили в Пикалево. Мы там проводили работы по ремонту домов, расселению аварийного жилья, благоустройству. Конечно, статус территории опережающего социально-экономического развития дает сегодня дополнительный шанс для развития Пикалево. Это шанс привлечь компании, которые при прочих равных условиях из-за дополнительного пакета льгот и возможностей привлечения финансов выберут именно пикалевскую площадку.

Почему БТК-групп (крупнейший холдинг легкой промышленности в России – прим. ред.) решила идти именно в Пикалево? Мы, действительно, за счет собственного бюджета и бюджета Российской Федерации вложили деньги в инженерную инфраструктуру и строим цеха, где БТК будет размещать свое швейное производство. Но еще оно идет туда из-за того, что есть определенные льготы. То же самое касается «Экокультуры». Мы уже имеем опыт тепличного хозяйства в Пикалево. Но «Экокультура» – это уже совершенно другой уровень – и по объемам, и по площадям, и по инвестициям. Понятно, что при прочих равных условиях выгодно расположиться ближе к Санкт-Петербургу, чтобы было более короткое плечо доставки продукции. Но пакет льгот ТОСЭР дает возможность выбрать именно Пикалево.

Согласно концепции развития моногорода, к 2030 году Пикалево полностью уйдет от монозависимости, увеличив долю населения, занятого в малом и среднем бизнесе, до 60 %. Будет создано 1,8 тысячи рабочих мест, в экономику города будет привлечено 87 миллиардов рублей.

Мы еще два города относим к моногородам – Сланцы и Сясьстрой. Сегодня Сясьстройский целлюлозно-бумажный комбинат работает достаточно успешно, и продукция, которую он производит, востребована. Тем не менее, мы и туда вкладывали бюджетные деньги: мы привели в порядок больницу, занимаемся расселением ветхого и аварийного жилья, проводим благоустройство. Еще один проект, который мы хотим там реализовать, – музей бумаги на воде. Он пока в стадии разработки, но эскизы очень интересные. С учетом того, что мы то направление развиваем под туризм – это Старая и Новая Ладога, Тихвин, Лодейное поле, несколько монастырей, – эта тема очень перспективна. Сясьстрой станет одной из культурных жемчужин области.

Что касается Сланцев, мы хотим там создать экокластер – несколько предприятий по переработке отходов – рециклингу. Там уже есть предприятие по переработке аккумуляторных батарей, мы хотим создать большое предприятие по переработке отходов, которое за счет прямой железнодорожной связи сможет принимать часть отходов северной столицы. Это интересно и для Петербурга, и для Ленинградской области. Если получится создать, это будет пример для всей России – подход, когда мусор от большого города утилизируется не в границах самой плотной агломерации, а увозится в дальние районы, чтобы сортироваться на различные виды отходов, перерабатываться. Мощность будущего кластера составит до 2 миллионов тонн отходов в год.

– Как «чувствует» себя областной автопром? Есть ли вероятность того, что в области появятся новые автопроизводители?

– Самый тяжелый период мы прошли. Не хотелось бы повторять наших классиков, но дно мы нашли. Когда начинался кризис автопрома, я сказал, что в конце 2017 – начале 2018 годов мы из него будем выходить. Сейчас мы находимся в той части цикла спроса на автомобили, синусоида которого идет вверх. Сегодня уже «Форд» начинает чувствовать себя достаточно уверенно. По крайней мере, не нашли своего подтверждения слухи, что предприятие будет перепрофилироваться, возможно, объединяться в рамках единой компании «Форд-Соллерс» с производством в Набережных Челнах на базе площадки в Татарстане, потому что «Форд Куга» продавался лучше, чем «Форд Мондео». И очень важно, почему «Форд» смог этот период пережить. Во-первых, благодаря нашей поддержке. Мы даже пошли на определенные издержки бюджета, мы принимали дополнительные льготы для автопрома. И еще помогло то, что нам удалось локализовать очень много производств – и самому «Форду», и нам: это «Нокиан Тайерс» (шины), металлические изделия «Гестамп Северсталь», «Узор» (автотекстиль) и другие.

«Форд» рассматривает возможность именно на ленинградской площадке проводить дальнейшее обновление модельного ряда.

 В любом случае, кризис мы преодолели. «Форд» выпускает 125 тысяч машин в год, а весь автокластер – это более 3,5 тысячи рабочих мест.

Да, мы рассчитываем, что к нам должны прийти новые предприятия. Не секрет, что китайцы и корейцы проявляют интерес к нам. Пока, к сожалению, на стадии переговоров, но думаю, мы можем ожидать реального выхлопа от них.

(продолжение в следующем номере)

Подготовила Подготовила пресс-служба губернатора и правительства Ленинградской области

Фото: пресс-служба губернатора

Читайте также