ФИЛЬМЫ, КОТОРЫЕ МЫ НИКОГДА НЕ УВИДИМ

И это действительно так. Попробуйте найти любой анимационный фильм, который в последнее время засветился на каких-либо из отечественных фестивалей. Это почти невозможно. Даже интернет-пираты не очень-то интересуются современной российской анимацией.

Проблема с прокатом отечественных образцов анимации по-прежнему одна из самых болезненных. Речь не идет о полноформатных мультипликационных сагах, снятых по государственному заказу и на государственные деньги. Они охотно берутся в ротацию, но их на самом деле не так уж и много. Общей массы коммерчески успешных проектов все равно недостаточно, чтобы вернуть былую славу и разнообразие отечественной мультипликации. На одной ностальгии по классическим лентам, которым уже 30,40,50 лет, далеко не уедешь. Сколько можно прикрываться норштейновским "Ежиком в тумане" или хитруковским "Винни-пухом"? Уже Бронзит, Алдашин, Дабижа, Максимов давно стали классиками, увенчанными десятками кинопремий. А ведь в стране ежегодно проходит достаточно много смотров российской анимации: Большой фестиваль мультфильмов, Суздальский фестиваль анимационных фильмов "Сказка", Международный фестиваль анимационных фильмов "КРОК", краснодарская "Золотая рыбка" (тоже международный фестиваль), не считая отдельных номинаций на кинофестивалях.

12+

Последней картиной, показанной в фестивальную субботу в городском Доме культуры, был фильм Ивана МАКСИМОВА "Бум-Бум, дочь рыбака" (2013 год). Стилистика и максимовские трогательные "носатики" узнаваемы мгновенно. Это уже авторский бренд, и режиссер угадывается даже без титров. Фильм совершенно не детский, и в то же время – беззащитно-детский. Потому что максимовские мультработы нужно смотреть глазами своего внутреннего ребенка. К примеру, в аннотации к фильму сказано, что существо, похожее на неведому зверушку, это - маленький слоник. Оно случайно вылупилось рядом с ничего не подозревавшим рыбаком и, очевидно, стало считать его мамо-папой. Пусть будет слоник, пусть будет южный вариант Муми-тролля, пусть будет инопланетянин, - от этого степень безусловной привязанности существа к рыбаку не меняется. Примеча-тельно, что на европейском кинофестивале короткометражных фильмов в Тампере мультфильм завоевал Гран-при в номинации "Зарубежные картины".

Но первой картиной субботнего блока была совершенно прелестная часть сериала "Приключение "Котобоя" под названием "Коты выходят в море" (2013 год). Режиссер – Андрей ИГНАТЕНКО. В основе – повесть детского писателя Андрея УСАЧЕВА. Фильм не ограничен возрастным цензом, но для взрослого зрителя он будет наполнен сплошными ассоциациями.

"Деревня Котьма стоит на берегу Белого моря. Люди из нее перебрались в город. А коты – остались". Так начинается книга о приключениях капитана Котауска-са. И вот на экране узнаваемая прибрежная разруха русского Севера: типовой дом культуры в духе сталинского ампира, покосившиеся деревянные домики, мостки, с которых рыбачит местный кот-интеллигент – Афоня. Котаускас, настоящий морской кот, - явный прибалт с деловой хваткой, а кот Шлында – опустившийся люмпен, собирающий алюминий. Есть еще один персонаж – пронырливый мышонок (или крысенок?) Шустер, всю жизнь мечтавший стать моряком. Животные ведут себя, как люди, которые, наверное, когда-то обитали в этой заброшенной деревне на берегу мерцающего Белого моря, выживая за счет своей смекалки и привычки к труду.

"Смелая мама" (2013 год) Александры ЛУКИНОЙ сделана в, казалось бы, узнаваемой стилистике аппликации, хотя техника называется "компьютерная перекладка". Классическая идея о том, что придает смелости любой маме, если даже она ужасно боится наглых крыс, представлена минималистично, но убедительно.

"Мой личный лось" (2013 год), автор – Леонид ШМЕЛЬКОВ. На Берлинском кинофестивале (2014 год) 16-минутный фильм был удостоен специального приза "Хрустальный медведь" за лучший короткометражный фильм конкурса для юношества. Фильм сделан с печальным юмором. Всю жизнь мальчик, по каким-то причинам живущий только с папой, мечтал увидеть настоящего лося. И папа, и сын - сами неторопливые, молчаливые, размеренные, как лось и лосенок. И не совсем понятно, с кем сын играет в города – с отцом или с воображаемым лосем. А между тем жизнь продолжалась, и уже взрослый сын заботится о постаревшем отце, как когда-то отец заботился о нем. Встреча с лосем все же состоялась, но не так, как мечталось мальчику.

Изящной и увлекательной "игрой со смыслами" можно назвать озорную картину Светланы АДРИАНОВОЙ "Немного о себе" (2013 год). Витебский вокзал узнаваем сразу в тонкой и какой-то воздушной картине "Оттенки серого" (2014 год) автора Александры Аверьяновой, которая родилась в Сосновом Бору и училась в Санкт-Петербурге. Это фильм о связях, что зарождаются еще в детстве. И связь эта густо замешана на городе. Впечатляющая строгая и одновременно акварельная монохромная мультипликация (flash-анимация), но как много можно всего рассказать и дать почувствовать зрителю, не прибегая к цветной палитре. Между первой и новой встречей двух героев случился слом эпохи, война, разруха, голод, новая страна. Но по-прежнему прекрасны Петербург, Ботанический сад и гумилевский изысканный жираф.

"Долго и счастливо" (2013 год) - слегка парадоксальная дипломная работа Евгении ШЛЕГЕЛЬ о короле, который искренне хотел умереть, чтобы передать свой трон мрачному наследнику, но так и не умер. Король не умер, да здравствует король! Умер желчный и нетерпеливый наследник.


ОТ НОЛЯ ДО БЕСКОНЕЧНОСТИ

В воскресенье можно было приводить на просмотр конкурсной анимации детей дошкольного возраста, так как картины были рекомендованы даже младенцам. Впрочем, создатели фильмов, которые, смущаясь, представляли их публике, были тоже очень молоды.

"Вот был бы большим" (2013 год) Павла НОСЫРЕВА - рассказ о том, о чем мечтал каждый ребенок: собрать всех бездомных животных, приютить и накормить. И даже корове хватило бы места.

"Кукушка" (2013 год), автор – Михаил ГОРОБЧУК. По-моему, эту ненецкую народную сказку не знает только ленивый. Но уровень переноса фольклорного контента на экран впечатляет. Очень серьезная и выразительная работа, выполненная в объемной пластилиновой анимации. Практически безупречно выстроена драматургия, а работа с материалом (пластилином) просто ювелирная.

Японская экзотика с фольклорной нечистью трансформировалась в нечто драконообразное, лоскутное, с драгоценными камнями в фильме Дианы СИНЕОКОЙ "Ноппэрапон" (2013 год). "Ноппэ-рапон" в японской мифологии – человек без лица, чаще – ведьма, оборотень. Ноппэрапоны могут принимать какой угодно облик. Собственно, на этом их умении и построен сюжет фильма, где герой борется с мороком, пытающимся застить ему образ любимой. Япония, как страна-производитель ноппэрапонов, представлена изумительными по красоте, но совершенно нечитаемыми шрифтами и другими визуальными отсылками. Иногда – очень оригинальными и свежими. Единственная претензия к фильму, что нет ограничения по возрасту. Все же картину не стоит демонстрировать совсем маленьким детям.

"Во саду ли, в огороде" (2013 год) Алексея ТУРКУСА – шутливая и остроумная версия детских лет гения отечественной селекции Ивана Мичурина. Такие работы надо рекомендовать к просмотру в начальной школе, - очень мотивирующий мультфильм.

"Сто птиц" (2013 год) Марии СТЕПАНОВОЙ – очень бережная, практически этнографическая работа, практически национальный лубок по мотивам греческой народной сказки "Вышивальщица птиц".

Даже самое крохотное королевство может стать самым гостеприимным, уютным и приветливым. Ведь главная ценность любой, даже никому не заметной территории – это ее обитатели. Собственно, об этом добродушный и деликатный фильм Натальи МИРЗОЯН "Королевство М" (2013 год).

Остается сожалеть, что телевидение и прокатчики игнорируют самобытный, разнообразный и очень полезный для души жанр - российскую анимацию. И это при том, что наши работы постоянно занимают призовые места на европейских и заокеанских фестивалях анимационного кино. Но кто это видит? И кто об этом знает? Зритель и творцы по-прежнему ходят параллельными тропами.

Читайте также