«ЧАЙКА» В МОЛОДЕЖНОМ ТЕАТРЕ
120 лет назад в Александринском театре в Петербурге состоялась премьера чеховской «Чайки». Пьеса была грубо освистана публикой и очернена газетной критикой. Чехов ушёл из театра незамеченным, в одиночестве долго бродил по Петербургу. Изнурённый длительной болезнью, кроме писательского труда все силы направлявший на земские дела - постройки и обустройство школ, библиотек, больниц, почты, телеграфа, писатель, сама жизнь которого была подвигом, на другой день один, желая остаться незамеченным, в горьких раздумьях, возвращался в Мелихово.
Напомним, что первой исполнительницей роли Нины Заречной была Вера Комиссаржевская. С тех пор «Чайка» не сходит со сцен театров всего мира. И в наше время пьеса живёт и остаётся литературным «зеркалом», в котором зритель и читатель познаёт самого себя.
Чехов – мой не только любимый, но и жизненно необходимый писатель. Я воспринимаю его как друга, протянувшего мне руку через столетие. Поэтому с таким интересом я пришла на улицу Мира, чтобы увидеть «Чайку» в постановке молодого режиссёра Григория ЛОГВИНЮКА и любительского объединения «Молодёжный театр».
И не обманулась в своих ожиданиях: все увиденное подкупило искренностью и чистотой. Даже неопытность начинающих молодых актёров сыграла свою роль, побуждая пристальнее вглядываться и сопереживать, вживаться в характеры, размышлять…
Можно долго спорить по поводу так называемых авторских постановок классики, безусловно, и у них есть свои сторонники, но мне как зрителю гораздо ближе бережное отношение режиссера к тексту, к идее драматурга, к традиционной театральной стилистике.
Григорий Логвинюк – преподаватель в Выборгской школе искусств в нашем городе. Мы встретились в перерыве между занятиями и разговорились как два человека, влюблённых в театр.
– Помните, в пьесе упомянут Эмиль Зола? – Григорий протянул мне книгу, – прочтите: именно ЗолА, и год выхода тот же, что и пьесы «Чайка», 1896-ой. История сама говорит с нами.
– Григорий Михайлович, вы играли на сцене, я, рядовой зритель, выступаю сейчас в роли журналиста и задаю вам вопрос: что предшествовало постановке комедии и уловили ли молодые актёры скрытую иронию и внутренний психологический трагикомизм пьесы?
– К это пьесе я шёл давно, вынашивал мечту десять лет. В школе искусств, где я работаю с 2006 года, мою идею занятий по театральному искусству горячо поддержал бывший в то время директором школы Леонид Иванович Бондарик. Согласитесь, театр – симбиоз всех искусств – в нём соединились рисунок, живопись и композиция, вокал, музыка и хореография, поэтика и ораторское искусство. Мы ставили детские спектакли, рождественские, но хотелось серьёзной, классической постановки, сценического роста. Из детских спектаклей наиболее серьёзным считаю «Девочку со спичками». А в душе хотел, конечно, поставить спектакль со взрослыми участниками. Этим летом мне посчастливилось создавать декорации для постановки Веры Кузнецовой «Путешествие Нильса с дикими гусями». Вера Юрьевна приветствовала мою идею и собрала актёров «Молодёжного театра». Для ролей не хватало мужчин, как это обычно бывает. Поэтому искали желающих взяться за непростую задачу. Вот наш состав: Сергей Меньшинин – звукорежиссёр, Константина Треплева играет Никита Селезнёв, Нину Заречную – Полина Ротарь (сыграли они, на мой взгляд, очень убедительно), учитель Медведенко – Андрей Шевцов. В роли Аркадиной – Наталья Вашкевич, она, кстати, с детских лет на сцене этого театра, так же, как и Ирина Новикова, в роли Маши. Яков – Александр Гребнев, Тригорин – Михаил Соколов, врача Дорна сыграл Александр Неизвестный, Шамраев – Роман Клюжев. Ну и ваш покорный слуга – это Сорин, Полину Андреевну сыграла Марина Важенина, и в последний момент нам очень повезло, когда к нам присоединилась учитель по вокалу музыкального театра, сыгравшая горничную, Екатерина Медведева.
– Хочу сказать, что сцена горничной и Якова в начале второго действия была особенно выразительна.
– Согласен. На мой взгляд, мизансцена получилась тёплой и живой, поскольку эти двое – единственные, кто действительно любят друг друга, все остальные в первую очередь любят самих себя. В каждом свой эгоизм и трагическая, на первый взгляд, банальная, история жизни с её молчаливыми страданиями и жестокой иронией.
– «...Я напишу что-нибудь странное», «много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви» – писал в свое время Чехов. На самом же деле, помимо «пяти пудов любви», Чехов позволяет заглянуть в «лабораторию» писателя, увидеть творческий, непрестанный, мучительный процесс.
– Да, это нам всем близко! Но не будем пересказывать пьесу. Любой может вернуться к произведению и осмыслить его для себя, как и мы старались вырасти и дорасти до Чехова во время наших репетиций. Мы очень старались! И в создании «наскоро сколоченных подмостков», и в воссоздании атмосферы того времени.
– Григорий, предвижу, что вы не остановитесь на первом опыте. Зреет что-то новое?
– Да, мы задумали новый спектакль, возможно, назовём его скромно зарисовкой, но это пока секрет! Скажу только, что пьесу поставим весёлую, динамичную, лёгкую. Будем рады зрителям!
А «Чайку» будем показывать в конце каждого месяца, так что следите за афишей.
Елена ОЛЕНИНА
Читайте также
-
Взяли палки в руки и — на стадион соревноваться
-
«Великолепная пятёрка» или «педагогические надежды» Выборгского района
-
Испытательный период перед бракосочетанием длился больше полувека
-
В Выборге прошла очередная акция «Окопная свеча»
-
Регби – спорт жёсткий и прекрасный
-
В Красносельском поселении живут настоящие хозяйки