Алексей Леонов: первый в открытом космосе. Это - шаг в историю

1958

Космонавт Алексей Леонов ушел из жизни, но из памяти нашей он не уйдет никогда. Леонов совершил всего два полета в космос. Сейчас его коллег, побывавших в космосе дважды, - под сотню. Немало и тех, кто слетал туда три и четыре раза, есть совершившие пять и даже шесть полетов, но эти многократные полеты останутся в памяти только среднего круга специалистов. Полеты же Алексея Леонова – это полеты не только в историю космонавтики, это полеты в историю человечества.

 Первый - с выходом в открытый космос, второй – первый международный полет «Союз-Аполлон»,  прообраз ныне летающей международной  космической станции (МКС). Леонов был и в составе экипажа, который должен был лететь на Луну, но этот проект  так и не состоялся.

Прямые и истинные высказывания этого человека не всегда нравились начальству. Он мог стать начальником Центра подготовки космонавтов после гибели Гагарина – не назначили: нужен был генерал. Позже, после кончины Г. Т. Берегового эту должность занял менее опытный (но зато действующий политрук) П. И. Климук. Я видел грусть в глазах Алексея Архиповича на космодроме при запуске первого казахстанского космонавта. Тогда автографы оставили начальник ЦПК - Климук и  заместитель начальника  - Леонов. О своих взаимоотношениях с начальством он написал в своей книге «Время первых».

Леонов охотно общался   с журналистами. Интервью с ним  можно было прочесть в самых популярных и массовых газетах – «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Мир новостей», «Совершенно секретно». Он появлялся на экранах, участвовал в телепередачах популярных каналов.

Алексей Леонов не был согласен с заключением Правительственной комиссии о причине гибели Юрия Гагарина и всю жизнь отстаивал свою версию авиакатастрофы УТИ-МИГ-15.

Мне довелось неоднократно и в разных уголках страны  встречаться с этим человеком. Чаще всего – в Звездном городке, на Байконуре, в казахстанском Аркалыке. Последний разя увидел его в Центре управления полетами в г. Королеве при запуске первого экипажа на МКС. В зале ЦУПа было много журналистов, но он, увидев меня, сел рядом. Зная, что я тоже занимаюсь расследованием гибели Гагарина, стал расспрашивать, что что нового мне удалось узнать помимо его версии. Я попросил помочь мне получить автограф у С. Белоцерковского, автора книги «О гибели Гагарина».

- Поздно, - сказал Алексей Архипович, - Сегодня девять дней, как не  стало Белоцерковского…

Я спросил тогда у Леонова, когда он  напишет автобиографическую книгу, когда  напишет книгу  о причине гибели первого космонавта (хотел получить автограф). Рано, ответил он, это долгий процесс. Его книга «Время первых» вышла, но автограф мне уже не получить – поздно…

Не все знают что будучи заместителем руководителя Центра подготовки полетов, Леонов  негласно посещал Выборг. Он приезжал на завод «Пирс», на приемку изготовленных там конструкций для тренажеров. Как получил  завод такой ответственный заказ, выяснить еще предстоит…

Нынешнее руководство предприятия об этой истории ничего не знает, документов никаких не сохранилось. Неизвестно (по крайней мере, пока), и кто именно выполнил заказ Звездного городка. О неофициальном визите Леонов, возглавлявшего приемочную комиссию, в Выборг мне  недавно рассказал бывший заместитель директора  завода по общим вопросам  Виктор Петрович ИОНОВ.

Говорят,  что в семье  бывшего председателя профсоюзного комитета «Пирса»  Баженова должны были сохраниться часы с автографом Леонова. В задачу директора тогда входило организовать после приемки «баню по-русски». Несмотря на то, что это было время горбачевского сухого закона, задачу директор выполнил. Автограф  гостеприимным хозяевам космонавт оставил на часах – ничего другого под рукой в бане не оказалось.

Вполне возможно, что это не единственный приезд Леонова в Выборг. Пока остается загадкой и то, благодаря кому, добрый десяток  авторских картин космического художника, как называли Алексея Архиповича в стране. Попал в Первомайское, в поселковый Дом культуры. Надеюсь, что все со временем удастся  выяснить, и полученная информация пополнит экспозицию музея космонавтики, который когда-нибудь да появится в нашем городе.

Владимир БЕРДНИКОВ, космоархивариус, член международного Союза журналистов

От редакции. Известие о смерти  Алексея Леонова пришло в тот момент, когда два американских астронавта совершали выход в открытый космос. Телевидение США прервало трансляцию этого процесса  - на экране появился портрет легендарного космонавта. На похороны его прилетел 90-летний астронавт Том Стаффорд, который сказал: «Мы знали друг друга 46 лет. Алексей был мне как брат»…

Читайте также