Непростая судьба Марии Комиссаровой

Ее имя знакомо любителям поэзии. 

Её стихи просты, но это кажущаяся простота, каждое слово отшлифовано, словно камушек морским прибоем, в них проступает женская мудрость и любовь к родной земле. Стихи проникнуты лиричностью, поражают своей взволнованностью и искренностью.

Мария Комиссарова говорила о своих поэтических строках так: «они могли родиться лишь в глубинах родного края, как в глубинах моря родится драгоценный чистый жемчуг, иль в волнах песни, что живёт в народе, иль в материнском сердце…».

Слова мои, я вас молю:

В душе не каменейте,

Не остывайте, не велю, —

В тиши, как зёрна, зрейте.

По зёрнышку весь свой запас

Сквозь пальцы я просею,

Прикину каждое на глаз,

На вес, не дам злодею

И плевелам царить в строке.

Нет месту беспорядку,

Пока перо держу в руке,

Пока держу тетрадку.

 /1968 г./

Стихи её волнуют душу и легко запоминаются.

Родилась она в глухом, удалённом от больших и маленьких городов селе Андреевское Костромской губернии. Марию Комиссарову всегда тянуло к знаниям, и ей удалось уговорить родителей, чтобы они отдали ее учиться. Обучалась в сельской школе, потом и в городской; сначала в Любиме, потом в Костроме, где смогла приобщиться к великому богатству русской литературы. После окончания трудовой школы — первые самостоятельные шаги, работа в сельской школе. Молодая учительница стала записывать в тетрадку свои заветные строчки по душевной необходимости, по велению сердца.

Октябрьская революция изменила ее, как и большинства жителей страны, жизнь. Об этом взволнованные строки её стихотворения «Родина»:

Не ты ль мне в руки положила

Судьбу, которой нет светлей?

Не ты ль мне настежь дверь открыла:

– Входи, – сказала, – не робей!

О Родина моя, какою

Тебя любовью мне любить?

О Родина, какой слезой

Тебя за всё благодарить?

В 1922 году Мария Комиссарова уезжает в Петроград, поступает в педагогический институт имени Герцена на отделение русского языка и литературы. Становится членом студенческого литературного объединения «Мастерская слова», печатается в ленинградских газетах и журналах.

Писатель Николай Вагнер, вспоминая об этих годах, сказал о ней так: «…принесшая… тихое степенство из своих костромских лесов…» И вот выход в большую литературу – сборник «Первопуток» (1928 г.). «Первопуток» – это дорога юности, путь в новую жизнь – трудовую, с её сложностями и поворотами. Затем последовали «Переправа» (1932 г.), «Встреча» (1936 г.), в которых она рассказывала об укладе жизни в стране конца двадцатых – начала тридцатых годов. О событиях, связанных с индустриализацией и коллективизацией. Приметы того времени в стихах Комиссаровой переданы с выразительностью и страстностью молодой девушки, отражают перелом в её сознании.

Мария Комиссарова взрослеет, определяется в своём жизненном призвании, ответственности и долге перед народом и Россией:

Служи народу своему,

Любовь и труд отдай ему.

И пламень сердце своего

Отдай за каждый день его,

За жизнь его, за красоту,

С народом верь в его мечту.

Она работает в редакции «Красной газеты», с 1930 года состоит в секции переводчиков, активно занимается переводами белорусских и украинских поэтов. Затем трудится в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина, а с 1931 года полностью посвящает себя литературной работе.

И вот наступает 30 ноября 1939 года. Её супруга, поэта Николая Брауна, призывают в армию и направляют на флот. Мария Комиссарова остро чувствует горе матерей и вдов, потерявших своих любимых на фронте. Стихотворение «В снежном поле, нелюбимом» было опубликовано в журнале «Ленинград» в 1941 году:

В снежном поле, нелюбимом

Ходит ветер круговой,

Расскажи мне о любимом

Друг мой, сокол боевой!

Как он рядом шёл с тобою,

Как на горький снег упал,

Как, закрыв глаза рукою,

Имя Родины позвал.

Бой гремел. Свинцом и кровью

И огнём багрил снега…

И дальше:

Оглянулся я, чтоб другу

Вдоль на солнце указать,

Протянуть, как прежде руку,

Слово тёплое сказать.

Только дрожь пошла по жилам, –

Не узнать его лица:

Злая пуля уложила

Спать навеки храбреца…

К сожалению, это пока единственное стихотворение Марии Комиссаровой, посвящённое событиям Зимней войны, которое удалось отыскать в публикациях того времени – предстоит ещё поработать в литературных архивах, чтобы восполнить пробел в изученном наследии поэтессы.

Но недолго длился мирный период, 22 июня 1941 года и начинается отсчет уже другой кровопролитной войне. Мария Комиссарова опять провожает своего мужа на фронт, а сама с малолетним сыном оказывается в глухой пермской деревушке Доньки. Там ни радио, ни газет, все новости доходят к местным жителям только от приезжих.

В стихах этого времени – вся материнская боль за своих близких, которые воюют на фронте:

Полыхает,

Полыхает,

Над просторами война.

Провожает, провожает,

Мужа в армию жена.

Сшила тёплую фуфайку,

Сшила варежки ему,

Обернула ноги в байку

Дорогому своему.

И кисет с тоской сердечной

Подала ему в слезах,

Донесла мешок заплечный

До состава на путях.

Эшелон пошёл на запад,

А жена пошла домой,

Дома – дети,

Надо стряпать

И везде успеть одной,

Крепче стойте бабьи ноги,

Не ломись от горя грудь –

И забот,

И дела много,

После можно отдохнуть.

И эти пронзительные строчки:

И жена, вздохнув от боли,

Тяжело и глубоко,

Вытрет слёзы и шагает

Вот пришла домой –

Одна…

/1942 г./

Даже в это трудное время она находит в себе творческие силы, публикуется в местной периодике, сотрудничает с радио.

В 1944 году поэтесса возвратилась в Ленинград, с которого к этому времени была полностью снята блокада. Готовится к выходу очередной поэтический сборник, но в 1946 году после печально

известного постановления

ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» Марии Комиссаровой было вменено в вину следующее: «Произведения, проникнутые тоской, пессимизмом и разочарованием в жизни…» Набор был рассыпан, а имя поэтессы на долгие годы попало в «чёрный список». Но она даже в эти годы продолжала свою творческую жизнь – сосредоточилась на переводческой работе. Трудилась над поэмой «Лиза Чайкина», посвящённой Елизавете Ивановне Чайкиной – отважной девушке-партизанке, которая даже под пытками не выдала место расположения партизанского отряда и была расстреляна немецкими оккупантами 23 ноября 1941 года.

Поэма «Лиза Чайкина» (1954г.) была опубликована в 1956 году и неоднократно издавалась большими тиражами в СССР и других странах. Первая послевоенная книга стихов Марии Комиссаровой вышла лишь в 1961 году и называлась «Моя тропинка продолжается» – это ответ тем, кто считал творческий путь поэтессы завершённым.

Воспоминания о войне никогда не покидали Марию Комиссарову, она периодически возвращалась к этой теме:

Смотри, какая страшная стена, –

Волной железной

Здесь прошла война.

В глазницах окон – синева небес,

А позади –

Угрюмый, мёртвый лес.

И холм не холм, а дом сторожевой,

И танк подбитый,

И окоп с водой.

Давно ли здесь гремел

Передний край,

А ныне лютиками веет май.

    /Передний край, 1947 г./

А вот строки, посвященные женской судьбе:

Время косы не щадило,

Золотые,

Совсем как рожь,

Раньше срока посеребрило,

Побелило пылью порош.

И, надев на подруг шинели

И армейские сапоги,

Время гнало их сквозь метели

По фронтам,

Где враги, враги

Смерть кружила над переправой,

Над черёмухами в цвету.

Умирали они со славой

На железном своём посту.

Сиротели они,

Вдовели...

Только гляну –

И вспомню вдруг,

Как себя они не жалели,

Как впрягались на пашне в плуг,

Как детей без отцов растили,

Дни и ночи одни,

Одни

Ждали писем,

Судьбу молили:

«Ты от пули их сохрани!»

      / «Мои подруги», 1949 г./

И как бы подводя итоги своего творческого пути, Мария Комиссарова пишет:

Народ – певец, ваятель, воин,

И в безымянности своей

Бессмертия он удостоен.

Одной с ним жизнью жить умей.

Учись у них,

У безымянных,

Вплетать в родную речь цветы, –

Искусство их не знает равных,

Но знает меру красоты.

          / «Слово», 1968 г./

Писатель Николай Тихонов так охарактеризовал её творчество: «Мария Комиссарова – прекрасный русский поэт, хороший друг, замечательный товарищ. Русская поэзия может по праву гордиться жизненным и поэтическим путём Марии Комиссаровой».

Поэтесса прожила долгую жизнь – родилась в 1904 году и умерла в 1994-м.

Мирхат Мусин, член Военно-исторического общества Ленинградской области

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев