«Мой друг рисует горы, далекие, как сон...»

1513
«Мой друг рисует горы, далекие, как сон...»

В «Галерее путешествий» – выставка петербургских художников

«Галерея путешествий» (ул. Крепостная, 6) – не единственная арт-галерея в нашем городе. Но ее особенность состоит в том, что все выставки, прошедшие здесь, переводятся в формат «360 градусов». Впоследствии их можно посмотреть здесь же, на интерактивных мониторах. Благодаря этому проекту можно также виртуально путешествовать по Выборгу и району.

Когда директор галереи Ольга ЕРОФЕЕВА увидела автопортрет петербургского художника Октая АЛИРЗАЕВА, она тут же пригласила его стать автором очередной выставки. Октай же подумал, что неплохо бы позвать с собой друзей. Вот так и получилось, что у новой выставки «Близкое далекое», которая работает в «Галерее путешествий» до 23 октября, сразу три автора. 

Ольга Ерофеева: все началось с этого портрета

И Октай Алирзаев, и Манвел МАДОЯН, и Александр КРИВОНОС в разное время окончили Санкт-Петербургский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина при Академии художеств, являются членами Союза художников Санкт-Петербурга и имеют мастерские в исторической части города, их работы находятся в частных и государственных коллекциях разных стран. Пожалуй, на этом сходство заканчивается. Ах, нет! Они все родились в СССР. Александр Кривонос – в Ленинграде, Октай Алирзаев – в дагестанском селе Ахты, Манвел Мадоян – в Ереване.

Сиражудин Магомедов и Октай Алирзаев – земляки

Почему выставка так называется? Наверное, можно сказать, что это и взгляд вдаль, и взгляд в прошлое одновременно. «Я не был в Дагестане, но я видел другие горы, и благодаря картинам Октая могу представить себе горы дагестанские», – говорит Александр Кривонос. Сам Октай из дома уехал сразу после восьмого класса – в Махачкалинское художественное училище. С тех пор бывает в родном селе наездами. Но самые прекрасные воспоминания, конечно, из детства:

– Солнечный день, хозяйки подметают у своих ворот. В воздухе – запах мокрой пыли, как после дождя. До сих пор он навевает тоску по дому. Помню, как с отцом ходили на базар, выбор мяса – это был особый ритуал... 

Именно своей ностальгичностью трогает картина «Возвращение»: Октай изобразил на ней себя и своего сына с «Ахты-наме» – в этой книге записана история древнего кавказского села Ахты, родины Октая. Покорение Ленинграда было долгим, между окончанием художественного училища и поступлением в художественный институт прошло десять лет. В Махачкалинском училище не принято было рисовать обнаженную натуру, а в Академии художеств это обязательно требовалось. Теперь Октай и сам преподает – в Ленинградском областном колледже культуры и искусства.

Александр Кривонос тоже – в Академии художеств. Его работы отличаются яркостью, чистотой красок. Художники-монументалисты могут себе это позволить, говорит Александр, ведь фрески, например, должны быть яркими, они рассчитаны на эффект, просто со временем тускнеют.

– Первую практику мы проходили под Москвой, в Больших Вяземах. Там, в домовой церкви Бориса Годунова, построенной в 16 веке, реставрировались фрески. И там ко мне пришло первое профессиональное откровение. Я увидел под отвалившейся штукатуркой цветок – его нарисовал древний мастер, пробуя краски. Рисунок меня поразил своей яркостью…

Александр занимается настенной и витражной росписью, мозаикой. Например, он автор мозаичного полотна часовни Александра Невского в Коломягах. А в Выборге представлены его небольшие пейзажи и натюрморты.

Александр Кривонос и Манвел Мадоян учились в мастерской монументальной живописи Андрея Мыльникова. С улыбкой вспоминают, как строг был профессор: мог порвать или даже выбросить в окно палитру, если она была неряшливой. Зато его ученики привыкли к «культурной подаче» – досконально оформляют даже самые мелкие свои произведения.

В работах Манвела угадываются мотивы итальянского Возрождения.

– Да, могу сказать, что мой первый учитель – Леонардо да Винчи. Еще в 15 лет я прочитал его трактат о живописи. Но в моих картинах и энергетика Армении, это уже на генетическом уровне.

 

Окна мастерской Александра Кривоноса смотрят на Никольский собор

Какие бы картины на выставке вы ни рассматривали, взгляд будет возвращаться к «Обнаженной модели». Как подчеркивает Манвел, этот женский портрет лишен эротизма, он целомудрен. Нежная белокожая девушка – армянского происхождения и зовут ее Люси.

Вы, наверное, уже поняли: выставка тем и прекрасна, что сочетает в себе несочетаемое – яркие и приглушенные краски, крупные планы и мелкие детали...

 «Обнаженная модель» впечатлила всех

Вход в галерею бесплатный. Режим работы – с 11 до 19 часов.

 Юлия ПОДСКРЕБАЕВА

 P.S. Наш корреспондент общался с художниками поочередно, и все они начинали с взволнованного рассказа о том, что Союз художников Санкт-Петербурга и Ленобласти собираются выселить из здания на Большой Морской, 38, которое он занимает 85 лет. «Даже во время блокады здесь проходили выставки! И целая когорта театральных художников работала на маскировке города. Художники спасли город!..»

Будем надеяться, что Дом Союза художников удастся отстоять у чиновников, как в свое время Дом журналиста.

Читайте также