Одни отдыхают от военных будней, другие треплют нервы сослуживцам

Одни отдыхают от военных будней, другие треплют нервы сослуживцам
162
Одни отдыхают от военных будней, другие треплют нервы сослуживцам

Выборгский гарнизонный военный суд вынес очередные приговоры. Если уголовные дела с «бегунками» уже никого не удивляют, то история с неудачной шуткой военнослужащего можно охарактеризовать, как и смех, и грех.

Чёрт попутал?

В декабре 2023 года 28-летний выборжец заключил контракт с министерством обороны. Участвовал в СВО, был ранен, получил статус ветерана боевых действий. Претензий к младшему сержанту не возникало до лета прошлого года. 2 июля контрактника направили в стационарной отделение Выборгской межрайоной больницы для лечения. Оно не должно было затянуться, в части младшего командира ждали уже 8 июля. Однако ни в этот, ни в следующий день военный к своим сослуживцам не прибыл, потому что сразу после выписки предпочёл не вернуться в часть, а отправиться к семье. Несомненно, четверо малолетних детей были рады приезду папы. Только вот позже, за проявление, возможно, минутной слабости служивому пришлось расплачиваться всерьёз.

28 июля контрактник добровольно явился в военный следственный отдел по Выборгскому гарнизону и оформил явку с повинной. На суде младший сержант и не думал отрицать свою вину. Как известно, Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 объявлена частичная мобилизация. В пункте 4 документа отмечено, что контракты о прохождении военной службы, заключённые военнослужащими, продолжают свое действие до окончания периода мобилизации.

В качестве смягчающих обстоятельств было учтено и участие в СВО, и ранение, и то, что подсудимый является ветераном боевых действий. Безусловно, суд учёл и находящихся на иждивении выборжца малолетних детей.

В виде наказания младшему сержанту согласно части 3.1 статьи 337 Уголовного кодекса РФ (Самовольное оставление части или места службы) избрано лишение свободы сроком на два года с отбытием в колонии-поселении.

Отдых не пошёл на пользу

В отличие от своего земляка, 33-летний выборжец, ставший контрактником в июле прошлого года, не был обременён семьёй. Холостяк, воспитывался в детском доме, так что тоска по родным и близким молодого человека вроде бы не волновала. Но, видимо, придя к выводу, что заключение контракта стало серьёзной ошибкой, наш земляк не особо усердствовал в службе. Более того, за попытку оставления части проходил по уголовному делу по статье 337 УК РФ, на СВО не отправлялся, а был прикомандирован к взводу военной полиции.

Вместо того, чтобы своим поведением хоть в минимальной степени положительно зарекомендовать себя у товарищей по службе и командиров, бывший детдомовец решился на совершенно (особенно учитывая грядущий суд за уже совершённое правонарушение) нелепый поступок. 9 августа прошлого года рядовой покинул место службы и отправился в Выборг, где гулял и отдыхал до 19 октября, когда его задержала группа розыска.

Позже, уже на суде, солдат признался, что понимал свою неправоту, потому и вёл скрытный образ жизни, стараясь не попасться, служить же и  не собирался. Будучи в следственном изоляторе, резко осознал, что заблуждался, и раскаялся в содеянном. Свидетели подтвердили, что оснований для недовольства у подсудимого не имелось, он пользовался всеми видами довольствия, о неуставных отношениях не было и речи.

С учётом всех обстоятельств дела Выборгский гарнизонный военный суд признал рядового виновным в дезертирстве (статья 338 Уголовного кодекса России) и по совокупности преступлений приговорил к 8 годам лишения свободы с отбыванием срока в исправительной колонии строгого режима. 

Тяга к семье – не повод для преступления

29-летнего приозерца призвали в ряды Вооружённых Сил по мобилизации в сентябре 2022 года. Сержант участвовал в СВО, воевал честно, за что был удостоен медали Суворова, на поле брани получил ранение и травму. Казалось бы, честный путь славного воина. Но, видимо, нервы у сержанта однажды сдали, и он пошёл на преступление. Скорее всего, сам сержант не осознавал, что нарушает закон или думал, что всё обойдётся. К сожалению, мобилизованный не учёл, что в такое суровое время и отвечать придётся по самой высшей мерке.

1 марта прошлого года военнослужащий оставил свою часть и уехал домой, в Приозерск. Причина простая – хотелось отдохнуть от ратных будней и побыть в кругу семьи. Рядом с родными мобилизованный находился до 16 мая, когда его доставили в расположение части. После проведения расследования настал час суда. Сержанту напомнили: в пункте 2 Указа Президента РФ о частичной мобилизации говорится, что граждане России, призванные в этот период на военную службу, считаются военнослужащими, проходящими службу по контракту.

Факт уклонения подсудимого от прохождения военной службы не вызывал сомнений. Ведь приозерец проводил время по своему желанию, совершенно позабыв о своём воинском долге. Жена подсудимого подтвердила, что о службе он даже не вспоминал. Зато охотно возился по хозяйству и помогал в воспитании детей. И это замечательно, только, когда Родина зовёт на помощь, обо всём ином необходимо на время забыть, как бы трудно это ни было.

Суд учёл все обстоятельства дела и назначил сержанту наказание в виде пятилетнего лишения свободы. Срок за оставление части или места службы (статья 337 УК РФ) мобилизованный отбудет в колонии-поселении.

Такая шутка службе помеха

Конечно, участие в боевых действиях – тяжёлое испытание не только в физическом, но и в морально-психологическом плане. Иногда рушится, казалось бы, стальная нервная система.

Уроженец Ленинграда был призван на военную службу в ходе мобилизации, за боевые заслуги удостоен Знака отличия ордена Святого Георгия – Георгиевского креста IV степени. Но вот 13 марта минувшего года оказалось для 44-летнего жителя города на Неве поистине несчастливым числом.

В этот день, прежде накурившись дурмана, рядовой зашёл в штаб материально-технического обеспечения своей части, чтобы пообщаться с товарищем. Время имелось, и военный заглянул в туалет по нужному делу, а заодно зарядить мобильный телефон от пауэрбанка. Видимо, соображал мобилизованный с трудом, потому что перепутал мужскую уборную с женской. Сделав необходимое, солдат закурил и попробовал присоединить телефон к зарядному устройству. В это время в сортир зашла военнослужащая. Увидев мужчину в неожиданном месте, да ещё возившегося с проводами, она опрометью выскочила в коридор.

Пауэрбанк упал на пол, рядовой, не обратив на это внимания, тоже покинул туалет. К рядовому подошли другие военные, спросили, что он делал в женском туалете? Мобилизованный был явно в неадеквате, потому его на всякий случай опрокинули на пол, связали скотчем и повторили вопрос. Всё происходящее казалось воину дико смешным, потому он решил продолжить шутку, заявив, что работает на Украину, а к пауэрбанку, что лежит на полу в туалете, лучше не подходить. Понятно, что в тот момент о последствиях своего «остроумия» мужчина не думал.

На место происшествия срочно прибыли военные полицейские, сотрудники ФСБ, а позже – сапёры. Здание штаба оцепили, всех, находящихся там, эвакуировали. Находящийся в сумрачном состоянии виновник переполоха продолжал фантазировать. К сказанному ранее он добавил, что завербован врагами ещё в 2009 году, а за акцию ему якобы обещали 200 000 рублей. Вскоре выяснилось, что рядовой блефует, никакого взрывного устройства в туалете нет.

Но за глупую шутку пришлось ответить в суде. Ведь в действиях обалдевшего от наркотиков военнослужащего явно содержались признаки ложного сообщения об акте терроризма. С учётом современных реалий  окружающие вполне могли принять слова горе-шутника за чистую монету. По мнению экспертов, употребление алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ, конечно, отразилось на здоровье солдата, однако, когда он «шутил», то вполне понимал, какие последствия за этим могут последовать. Да и на суд мобилизованный не произвёл впечатление человека, остро нуждающегося в серьёзном лечении в соответствующем медицинском учреждении.

Подсудимый осознал свою вину, искренне раскаялся, по службе о нём отзывались хорошо. Конечно, нельзя было не принять во внимание государственную награду за участие в боевых действиях по защите интересов Российской Федерации.

В итоге весельчак признан виновным в заведомо ложном сообщении об акте терроризма (статья 207 УК РФ) и приговорён к выплате штрафа в 300 000 рублей

Сергей КАРСАКОВ

(По материалам Выборгского гарнизонного военного суда)

Читать все статьи автора Сергей Карсаков

Читайте также