Юлия Асоргина о танго, душе и Выборге

Юлия Асоргина о танго, душе и Выборге
377

Появления Юлии Асоргиной в Выборге можно проследить по её новым спектаклям. Шесть лет назад бывшая выборжанка привозила в родной город постановку «Клавдия Шульженко. О жизни и любви». 26 апреля в театре «Святая крепость» состоится спектакль с интригующим названием «Осторожно, танго!».

Театральные завсегдатаи знают Юлию Асоргину по работам в Санкт-Петербургском мюзик-холле, теперь это Музыкальный театр имени Шаляпина. Кроме того, она играет в Комиссаржевке и выступает в арт-кафе «Бродячая собака». Поклонники ценят её тонкую проникновенную игру, лиризм, необыкновенный голос и изумительную пластику.

– Юлия, вы актриса музыкального театра, поете, читаете стихи, теперь в вашем арсенале танго?

Поскольку героиня учится танцевать танго, то и мне в рамках роли посчастливилось это делать. Моим учителем и хореографом спектакля стала Ирина ЛЯХОВСКАЯ, она настоящая богиня танго в Петербурге.

 Но по большому счету спектакль не о танце. Он – о простой земной женщине по имени Вера, жизнь которой показана через череду превращений, и каждое из них передано через танец. Вера идет на курсы танго, что сейчас очень модно. Но каждый приходит за своим: кто-то раскрепоститься, раскрасить свою жизнь, кто-то, как моя героиня, ищет встречи с тем самым человеком. Финал приходит с неожиданной стороны, и это, надеюсь, даст повод надеяться, что у каждого в жизни будет такой вот правильный поворот. Но там нет танца впрямую, всё очень штрихами: танго, музыка, настроение, метаморфозы…

– Кто придумал историю?

Мне посчастливилось работать с Константином РУБИНСКИМ, он большой талант и признан сегодня самым востребованным драматургом музыкального театра. У меня была мечта соединить песни в одном сценарии. Костя сделал это так, что я плакала, читая сценарий. Он, мужчина, понял женскую душу, как, пожалуй, ни одна женщина не смогла бы! Спектакль не сложился бы без музыки. А там – Астор Пьяццолла, Легран, Азнавур. Они все гении, но для меня на первом месте Пьяццолла, он – олицетворение танго. У меня была давняя мечта спеть его по-русски. Я попросила сделать переводы Сусанну ЦИРЮК, (она потрясающе перевела все западные мюзиклы, которые идут в России). Художником выступил Николай СЛОБОДЯНИК, главный художник петербургского театра «Мастерская». Режиссёр спектакля – Леонид АЛИМОВ, главный режиссер театра им. Комиссаржевской. Эта работа – моя гордость. Команда, которая делала этот спектакль, это команда моей мечты. И все эти люди для меня значимые. Я играю этот спектакль в театре Комиссаржевской на малой сцене. Если будете в Петербурге, добро пожаловать.

– Красное платье будет?

Обязательно, ведь это первая ассоциация с танго, с первой полки, как говорят в театре. Но раскрою секрет: будет совсем недолго. В спектакле больше внутреннего, чем внешнего. За платье спасибо моей маме, она – профессионал! Сорок лет она работала в театре «Святая крепость», была заместителем директора по производству, художником-модельером. Сейчас родители живут в Петербурге, мама давно не работает. Но для меня готова постараться.

– Вы играете исключительно моноспектакли. Как они рождаются?

По-разному. Есть программа «О любви и страсти», она сделана из разрозненных песен. Это концертно-театрализованная программа, я играю ее в «Бродячей собаке», там нет четвертой стены, я общаюсь с зрителями, они мои соавторы. Мне очень нравится выражение «думать о зрителе». Они мне показывают своей реакцией, что хорошо, что плохо, где нужно по-хорошему усилиться, дать больше эмоций. Дыхание зала и реакция о многом говорят. Есть тишина безразличная, а есть тишина, когда люди не дышат. 

Моноспектакль о Шульженко родился из песни. На каком-то концерте меня попросили спеть «Три вальса», я была очарована этой песней, это просто шедевр. Лежа в больнице в беременном состоянии с токсикозом и собираясь помирать, я написала сценарий и решила его кому-нибудь оставить. Но всё обошлось, я сама играю этот спектакль, он очень нравится публике.

В мюзик-холле у меня несколько ролей, одна из них – моя любимая, главная роль в спектакле «Средство Макропулоса». Чапек говорил, что это шутка, что он хотел посмеяться над теми, кто боялся стареть. Но на самом деле получилась потрясающая история, особенно актуальная сегодня, в век ботокса и пластических операций. Помните, она прожила триста лет, ужасно устала, поговорить не с кем, она всё видела, всё знает, в дальнейшей жизни смысла нет. Она стоит перед выбором: остаться или уйти? И вот она умирает, становится собой и обретает покой. В этом спектакле есть душераздирающая ария о том, что надо жить сегодня. Когда я играю эту историю, я хочу, чтобы люди, выходя со спектакля, думали: как хорошо, что я живу. Есть проблемы, но есть и радости. Надо ценить то, что имеешь.

– Однажды в интервью вы сказали, что любите одиночество на сцене.

 – Это так, и я сама не могу объяснить, почему. Я люблю зрителей, у меня нет проблем с коллегами и режиссерами. Я ведь играю и в обычных театрах, в мюзиклах. Но у меня такое ощущение, как бы это пафосно ни звучало, что я больше всего могу дать людям в этом жанре. Я так это ощущаю, и подтверждается это отзывами. У меня нет каких-то спецэффектов, дыма, сложных декораций. Ко мне приходят получить эмоции, прислушаться к душе.

– Душа сегодня востребована?

Как никогда. Сейчас непростое время, и люди хотят спрятаться в какой-то отдушине. Я пытаюсь дать им хорошие эмоции, не где-то на другой планете, а здесь и сейчас. Чтобы они уходили окрыленными, чтобы они понимали: даже маленький шаг может привести к новому, к положительным переменам в жизни.

– Это сложно – быть на сцене всё время одной?

Сначала было страшно, но интересно, сейчас для меня это удовольствие. Из-за сценического света я никого не вижу. Но я чувствую дыхание зала, и мне хочется продлить мгновение.

– Есть особое волнение перед выборгской публикой? Всё-таки вы здесь выросли.

Конечно, есть! Еще какое особенное волнение! И, как теперь говорят, это незакрытый гештальт: надо свозить спектакль в родной город, отчитаться о проделанной работе. Работа получилась достойная, хочется её показать.

– Как часто бываете в Выборге?

Поскольку родители уехали из Выборга, я появляюсь здесь редко. О городе остались самые теплые детские воспоминания. Мы жили на Приморской, 15, недалеко от театра «Святая крепость». Я закончила 14-ю школу, тоже всё рядышком. В Петербурге больше возможностей, имперский размах, а в Выборге всё спокойно, по-домашнему, здесь как-то уютнее.

Этим летом приезжали с сыном. Я решила, что пора показать семилетнему мальчику мамин родной город. Мы погуляли немного, поднялись в замок, зашли потом в туристический центр. Для меня стало открытием, насколько всё это стало бизнесом. Буквально везде толпы туристов. Иногда хотелось сказать: это наше, это не трогайте... Но, с другой стороны, Выборгу есть что показать, и это прекрасно.

Напоминаем, что моноспектакль Юлии Асоргиной состоится 26 апреля в 19.00 в театре «Старая крепость». Билеты можно приобрести на сайте театра.

Ольга РОГОЗИНА

Читать все статьи автора Ольга Рогозина

Читайте также