«Я НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ ОЦЕНКА СТОЯЛА МЕЖДУ НАМИ…»

«Я НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ ОЦЕНКА  СТОЯЛА МЕЖДУ НАМИ…»
609
«Я НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ ОЦЕНКА СТОЯЛА МЕЖДУ НАМИ…»

Долгая дорога в школу

«Вы спрашиваете, помню ли я свой первый урок? Конечно, помню. Вхожу в класс. Встал перед учениками. Все сидят. «А что вы сидите?» - спрашиваю. «Мы уже в 11 классе. Ну что, в самом деле, в эти игрушки играть?» Кажется, я их тогда немножко прижал…»

Разговаривать с учителем информатики Гимназии № 11 Андреем Борисовичем ПИНАЕВЫМ очень интересно. На ум приходит афоризм о роскоши человеческого общения.  За такими людьми, как говорится, записывать надо. Что мы, собственно, и сделали.

– Ленинградская физико-математическая школа № 239, в которой я учился, по-прежнему остается одной из лучших в России (сейчас это Президентский физико-математический лицей – прим. ред). А попал я туда, можно сказать, случайно. Друг после восьмилетки хотел в нее поступать и упросил пойти с ним. Самое интересное, что меня взяли сразу (за все пятерки в аттестате), а друг, победитель олимпиад по физике, проходил по конкурсу.

Школа эта невероятно меня закружила. Я там был и редактором школьной газеты, и секретарем комсомольской организации. Очень яркие были годы. Поэтому когда все поступали в технические вузы, я пошел в ЛГПИ имени Герцена и окончил его по  специальности «математика и программирование». При распределении меня поставили перед выбором: либо я иду в сельскую школу (что означало потерю ленинградской прописки), либо в научно-исследовательский институт. Я выбрал НИИ, но при этом много мучился из-за своего выбора. С 1975 года до начала двухтысячных я все время работал в IT-индустрии. В 1990-х уехал в Америку. Знаете, когда попадаешь в эмиграцию, все идет на периферию – любые болезни, соображения о комфорте. Ты бьешься. И я, в конце концов, добился. У меня было все, о чем мечтают люди, едущие в Америку – дом, три машины, стабильная работа, отличная зарплата…  Но так сложилось, что я все бросил и вернулся в Россию. Нет, у меня не было ностальгии в  таком гипертрофированном виде, что заставила бы меня вернуться. Но тот кайф (простите за это слово), который я испытал по возвращении, был невероятным. Мне нравилось абсолютно все - даже как люди ругаются матом. Мне нравилось питерское небо с этим глубоким фиолетовым мистическим оттенком, какого не увидишь над Сан-Франциско…   Вернувшись, я просто сидел и ждал. И мне позвонили: во французской гимназии, где училась дочь моей однокашницы, не было преподавателя математики. Так я стал школьным учителем. Ну, а потом переезд в Выборг. И мне снова позвонили – директор гимназии № 11 Наталья Анатольевна...

 Информатика не является главным предметом в нашей школе. И никто не ожидает от меня, что я за один час в неделю смогу  подготовить детей к ЕГЭ. При этом мы вместе с администрацией школы ищем пути сделать уроки по информатике  интересными, современными. Например, недавно  у нас появился новый предмет – робототехника. Информационные технологии постоянно находятся в «точке кипения», поэтому мой предмет часто дает  повод расширить тему: искусственный интеллект, умные вещи, криптовалюты...  Но по большому счёту ни одна тема не закрыта. В порядке исключения я могу обсудить со старшеклассниками и новый клип Шнура, и ситуацию в области ювенальной юстиции  или просто взять гитару и попеть.  

Если  начинаешь общаться с учениками без качания прав (хотя иногда приходится), они открываются  с такой трогательной доверительностью: конфликты с родителями, иллюзии, стереотипы, страшилки -  много-много там всего! Эти оценки, которые сводят их с ума…. Я уверен, что не в оценке дело. Двойки не ставлю. Тройки не люблю ставить! Если только знаю, что это произведет впечатление на человека, и он начнет что-то делать. Я не хочу, чтобы оценка стояла между нами. 

Педагоги условно делятся на две категории – репетиторы и мотиваторы. (При этом надо отметить, что настоящие учителя сочетают в себе обе эти категории). Про себя могу сказать, что я  – мотиватор.  Поэтому когда в этом году мне вручали грамоту за высокие результаты моих учеников на ЕГЭ, я крикнул: спасибо ребятам! 

Я учу их, что каждый должен реализоваться в том, зачем он пришел в этот мир, независимо от того, уважаемая ли это профессия с точки зрения социума. И тогда все состоится. Они, конечно, слушают меня снисходительно, но я знаю, что все равно должен это говорить…

Записала Юлия ПОДСКРЕБАЕВА

Между прочим, Андрей Пинаев:

ï Научился программировать еще в школе - с помощью перфолент на большой ЭВМ: 111-00-11-00…

ï Будучи сотрудником НИИ радиоаппаратуры, участвовал в создании системы посадки в аэропорту Пулково.

ï Участвовал в разработке первых отечественных микросхем.

ï Занимался программным обеспечением для авиа-тренажёров.

ï Записал сольный музыкальный диск.

Читайте также